• Фото: Shutterstock
    Четверг, 16 мая 2019

Неандертальцы и Хомо сапиенс разделились 800 тысяч лет назад: новое исследование

До сих пор считалось, что это произошло гораздо позже - примерно 430 тысяч лет назад.

Новое исследование останков гоминидов, найденных в испанской пещере Сима-де-лос-Уэсос, отодвигает вероятную дату расхождения видов дальше, примерно до 800 000 лет назад. Работа антрополога Аиды Гомес-Роблес из Университетского колледжа Лондона опубликована в журнале Science Advances.

Подход ученой основывался на том факте, что, хотя размеры зубов у разных видов гоминидов довольно широко варьируются, их форма обычно похожа и изменяется медленно. Она очень внимательно изучила зубы некоторых из 28 наборов останков гоминида, обнаруженных в пещере Сима-де-лос-Уэсос.

Череп неандертальца из Сима-де-лос-Уэсос

Сима-де-лос-Уэсос — это пещера в горах Атапуэрка в Испании. Тут археологи обнаружили окаменелости почти 30 человек – одну из старейших и крупнейших коллекций человеческих останков, открытых на сегодняшний день. Возраст испанских останков был в течение многих лет спорным вопросом, но исследование 2014 года окончательно установило, что обитатели пещеры жили около 430 000 лет назад.

Анализ зубов гоминидов показал, что к тому времени они уже эволюционировали в «неандертальское состояние». А поскольку гоминиды Сима-де-лос-Уэсос жили как раз в то время, когда, как считается, только поизошло разделения неандертальцев и современных людей как видов, скорость эволюции зубов представляется подозрительной.

Получается, что неандертальцы Сима-де-лос-Уэсос должны были жить намного позже, чем произошло разделение, если только по какой-то причине они не были подвержены чрезвычайно высоким темпам эволюции.

Зубы гомининов из пещеры Сима-де-лос-Уэсос

Фото: Aida Gomez-Robles

Аида Гомес пишет, что такую ​​возможность нельзя полностью исключить. Она представляет два возможных сценария, в которых темпы эволюции неандертальцев Сима-де-лос-Уэсос могли ускориться.

Первый сценарий: неандертальцы Сима-де-лос-Уэсос могли жить изолированно и подвергаться таким факторам воздействия, которых не было в среде обитания других неандертальцев. Второй: обитатели пещер, возможно, не были представителями неандертальца или современной человеческой линии, а скорее гибридами, возникшими в результате более раннего скрещивания.

Тем не менее, как пишет Аида, «самое простое объяснение результатов, представленных в этом исследовании, состоит в том, что неандертальцы и современные люди разошлись как виды раньше (800 000 лет назад)».