• Обнаружен самый тяжелый белый карлик рекордно малого размера.Вокруг Света. Украина
    Фото: Giuseppe Parisi
    Пятница, 2 июля 2021

Обнаружен самый тяжелый белый карлик рекордно малого размера

Масса белого карлика, недавно открытого американскими астрономами, составляет 1,35 массы Солнца. А его радиус – 2140 км – немного превышает радиус Луны.

Это открытие на базе Паломарской обсерватории Калифорнийского технологического института сделала команда Zwicky Transient Facility (ZTF).

Напомним, что белый карлик – это компактная звезда с массой, сравнимой с массой Солнца, но с радиусом, который в 100 раз меньше солнечного. Белые карлики состоят из чрезвычайно плотного вещества. Их рассматривают как заключительный этап эволюции малых и средних звезд. Сперва эти стареющие звезды, у которых выгорел весь водород и расширились внешние слои, превращаются в красных гигантов. Но со временем гиганты сбрасывают свои оболочки. А на их месте остаются очень компактные звезды – белые карлики. Лишенные собственных источников термоядерной энергии, они излучают свет за счет запасов своего тепла.

Белый карлик, зарегистрированный как ZTF J1901 + 1458 (или ZTF J190132.9 + 145808.7 ), находится в созвездии Орла, на расстоянии около 130 световых лет от Земли. Ему около 100 миллионов лет. А его экстремальное магнитное поле почти в 1 миллиард раз сильнее, чем у нашего Солнца.

Период вращения ZTF J1901 + 1458 – 6,94 минуты – необычно короткий для белого карлика. Обычно периоды вращения белых карликов исчисляются часами.

Эта звезда, размером с нашу Луну, необычайно тяжела, ее масса больше, чем у нашего Солнца, подтвердила астроном Илария Каяццо из Калифорнийского технологического института.

Это может показаться нелогичным, но белые карлики меньшего размера оказываются более массивными, добавила она.

Что еще известно о необычном белом карлике

Астрономы охарактеризовали ZTF J1901 + 1458, использовав данные нескольких космических и наземных телескопов.

По их словам, сила магнитного поля и почти 7-минутная скорость вращения объекта указывают на то, что он является результатом слияния двух меньших белых карликов в один.

Многие звезды парами вращаются вокруг друг друга. Они стареют вместе. И если их масса меньше 8 масс Солнца, они оба превратятся в белых карликов, написали исследователи в отчетной статье для журнала Nature.

По их мнению, новое открытие является примером того, что может произойти после этого этапа.

Пара белых карликов, которые вращаются вокруг друг друга, теряют энергию в виде гравитационных волн. И в конечном итоге сливаются.

Если мертвые звезды достаточно массивны, они взрываются и превращаются в сверхновую типа Ia. Но если их масса ниже определенного порога, то им доводится объединяться в нового белого карлика, который тяжелее любой звезды-родителя.

Процесс слияния усиливает магнитное поле этой звезды и ускоряет ее вращение по сравнению с вращением ее предшественников.

Именно так и образовался белый карлик ZTF J1901 + 1458.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», увядающие белые карлики могут взрываться, как ядерные бомбы.