• Обнаружен титанозавр, страдавший инфекционным остеомиелитом.Вокруг Света. Украина
    Фото: Sci-News.com, Hugo Cafasso
    Среда, 2 декабря 2020

Обнаружен титанозавр, страдавший инфекционным остеомиелитом

Современные медицинские технологии позволили ученым сделать вывод о том, что гигантские ящеры, жившие в меловом периоде, страдали от паразитов.

Титанозавры — травоядные динозавтры — обитали 170-66 млн лет назад на всех континентах, кроме Антарктиды. В исследовании изучались кости титанозавтра, который жил 85,2 миллиона лет назад на территории современной Бразилии. Изучив фрагменты костей этого гиганта, ученые заметили тяжелые поражения, вызванные, видимо, паразитическими микроорганизмами.

В ходе исследования были изучены фрагменты малоберцовой кости титанозавра из бразильской формации Адамантина, возраст которого примерно 85,2 миллиона лет. Использовались современные методы, применяемые в медицины. При помощи компьютерной томографии создали трехмерную модель ископаемого, плюс провели гистологические исследования тканей.

В результате ученые обнаружили десятки ископаемых паразитов в сосудистых каналах костей, а также признаки острого остеомиелита с характерными изъязвлениями по всей кости. Предполагается, что именно паразиты, жившие в крови, стали причиной болезни костей.

Фото: Sci-News.com, Hugo Cafasso

«Возникновение остеомиелита у динозавров – явление очень редкое, но недавние исследования подтвердили наличие у них этой формы воспаления костей, — сказал ведущий автор исследования, доктор Тито Аурелиано из Университета Кампинас. — А вот обнаружение эндопаразитов в тканях позвоночных ранее не регистрировалось, хотя паразитические микроорганизмы встречались в янтаре, копролитах, а также тканях беспозвоночных».

С точки зрения авторов исследования, им удалось показать роль современной паразитологии, патологии и гистологии в изучении окаменелостей.

Недавнее масштабное исследование показало, что, несмотря на разнообразные болезни, до падения астероида динозавры процветали. Не было никаких признаков вымирания гигантских ящеров, пока 66 миллионов лет назад астероид диаметром 10 км не упал на Землю в районе Центральной Америки. В результате этого падения в воздух поднялись тонны пыли и пепла, образовав в атмосфере слой, непроницаемый для солнечных лучей. Кроме того, был разрушен озоновый слой, и таким образом планета оказалась незащищенной от радиации. Эти факторы привели к массовому вымиранию, известному как Меловое или мел-палеогеновое вымирание; вымерли все динозавры, кроме летающих.

По материалам sci-news.com