• Фото: ESO
    Понедельник, 19 ноября 2018

Оумуамуа удивил ученых размерами

Получены новые данные о первом известном межзвездном объекте, который пролетел через Солнечную систему.

Оумумуа впервые зарегистрировали в октябре 2017 года с помощью телескопа Pan-STARRS 1 на Гавайях во время обзора околоземных астероидов. Дальнейшие наблюдения, проведенные множеством наземных телескопов и космическим телескопом «Хаббл», показали, что от поверхности объекта отражается солнечный свет. Большие вариации в яркости объекта привели к выводам о том, что Оумуамуа имеет продолговатую форму и, скорее всего, не более 800 метров в длину.

Однако недавно в журнале Astronomical Journal появилось новое исследование, согласно которому некоторые предположения относительно Оумуамуа не соответствуют действительности.

Космический телескоп «Спитцер» отслеживает астероиды и кометы посредством инфракрасной энергии — или тепла, — излучаемой ими. Она может предоставить более точную информацию о размерах объекта, чем оптические наблюдения или отраженный солнечный свет. Тот факт, что Оумуамуа был слишком тусклым для «Спитцера», задает определенные границы по поводу общей площади его поверхности.

Используя три разных модели, предоставляющие разные предположения о составе объекта, «Спитцер» ограничил сферический диаметр Оумуамуа до 400, 140 и 100 метров. Большая разница в результатах обусловлена гипотезами о составе Оумуамуа, влияющем на то, насколько он видим «Спитцеру» при определенном размере.

«Оумуамуа был полон сюрпризов с самого первого дня, так что мы не могли дождаться того, что покажет «Спитцер», — говорит ведущий автор исследования профессор Дэвид Триллинг из Университета Северной Аризоны. — Тот факт, что Оумуамуа слишком мал, чтобы «Спитцеро» мог его зарегистрировать, — на самом деле ценный результат».

Новые ограничения размера соответствуют данным недавнего исследования, проведенного астрономом Марко Микели из ЕКА. Согласно им небольшие изменения в скорости и направлении Оумуамуа произошли в результате дегазации. Другими словами, выделенный с поверхности газ действовал как небольшой ускоритель.

Оумуамуа к тому же оказался несколько меньше обычных комет в Солнечной системе. Вывод о том, что он испытал дегазацию, подразумевает, что он состоял из замороженных газов, как комета.

«Наше исследование также предполагает, что Оумуамуа может быть в 10 раз более отражающим (имеет более высокое альбедо), чем кометы в Солнечной системе», — рассказывает Триллинг.

Альбедо кометы может меняться в течение ее «жизни». При приближении к Солнцу ее лед нагревается и сразу превращается в газ, сметая с поверхности пыль и грязь и обнаруживая больше отражающего льда.

Оумуамуа путешествовал сквозь межзвездное пространство миллионы лет вдали от звезд, которые могли бы «освежить» его поверхность. Но, возможно, она достаточно нагрелась при приближении к Солнцу примерно за пять недель до его открытия.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», астероид Оумуамуа движется быстрее, чем должен.