• Палеонтологи раскрыли тайну происхождения птерозавров.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Пятница, 11 декабря 2020

Палеонтологи раскрыли тайну происхождения птерозавров

Аргентинские и американские исследователи раскрыли одну из ключевых загадок палеонтологии. Она касается эволюционного происхождение летающих ящеров, называемых птерозаврами.

Палеонтологи сообщили, что эволюционным предшественником птерозавров были лагерпетиды: плохо изученная группа рептилий триасового периода. Она известна ученым по нескольким частичным скелетам, найденным в Соединенных Штатах, Аргентине, Бразилии и на Мадагаскаре.

Лагерпетиды, впервые появившиеся около 237 миллионов лет назад, были небольшими двуногими насекомоядными. Они не летали. Тогда как птерозавры стали первыми летающими позвоночными на Земле. Птицы и летучие мыши появились гораздо позже.

В строении скелетов лагерпетидов и птерозавров как минимум 33 сходства

Происхождение птерозавров считалось одной из ключевых загадок палеонтологии с момента их открытия в конце XVIII века. Об этом рассказал Мартин Эскурра из Аргентинского музея естественных наук в Буэнос-Айресе, ведущий автор исследования.

Самым первым из известных науке окаменелостей птерозавров – около 220 миллионов лет. Анатомия этих экземпляров свидетельствует о полной приспособленности птерозавров для полетов. В частности, речь идет о крыльях, образованных мембраной, которая простирается от лодыжек до удлиненного безымянного пальца.

Палеонтологи изучили давно известные и недавно обнаруженные окаменелости с помощью сложной технологии сканирования и трехмерного моделирования. В результате исследователи выявили не менее 33 особенностей строения скелета, которые указывают на эволюционную связь между лагерпетидами и птерозаврами. Эти особенности касаются, в том числе, формы внутреннего уха, черепа и зубов, а также костей конечностей, лодыжек и таза.

Фото: Martin Ezcurra

По словам палеонтологов, эволюционно лагерпетиды также тесно связаны с динозаврами. Самому старому из известных динозавров – около 233 миллионов лет.

Птерозавры исчезли 66 миллионов лет назад в результате падения астероида, которое, впрочем, также привело и к гибели динозавров. Будучи изначально относительно небольшими, птерозавры в конечном итоге достигли огромных размеров. Размах их крыльев достигал 10,7 м.

Результаты исследования опубликовал журнал Nature.

Как сообщал портал «Вокруг Света. Украина», останки неизвестного птерозавра 150 лет принимали за акульи.