• Наука
    Пятница, 23 февраля 2018

Палеонтологи разгадали тайну мертвых динозавров

Останки анкилозавров обычно обнаруживаются в странных позах — вверх ногами. Поиски объяснения этой загадке продолжались почти век.

Растительноядные, покрытые панцирем анкилозавры знамениты своей массивной «палицей» на конце хвоста, которая, видимо, служила им орудием обороны. Но специалистам известна и другая их интригующая особенность: подавляющее большинство обнаруженных останков этих динозавров оказались захоронены кверху брюхом.

Дискуссии на эту тему начались еще в 1930-х, и до настоящего времени появилась масса гипотез, важнейшие из которых были проверены недавно группой палеонтологов во главе с Джорданом Мэллоном  из Канадского музея естественной истории. Но для начала они убедились в том, что «проблема ориентации анкилозавров» – не исторически сложившийся миф. Ученые рассмотрели 36 находок, сделанных на территории Канады, и отчеты их авторов, подтвердив, что 26 из них действительно располагались вверх ногами. Случайностью это не объяснить.

Канада – государство в Северной Америке.

300px-Canada_(orthographic_projection).svg

Столица – Оттава

Крупнейшие города: Торонто, Монреаль, Ванкувер, Калгари, Оттава, Виннипег

Форма правления – Конституционная монархия

Официальные языки: английский, французский

Религия – христианство

Валюта – канадский доллар

Граничит с США

Затем авторы начали проверку ключевых теорий, объясняющих этот феномен. Первая из них предполагает, что анкилозавры были довольно неловкими в движениях и, упав на спину, не могли перевернуться обратно, а хищники опрокидывали их на спину, добираясь до незащищенного панцирными пластинами брюха. Никаких подтверждений этому ученые не обнаружили, да и следы от зубов обнаружились только на одном из исследованных образцов. «Если бы анкилозавры были такими неповоротливыми, они вряд ли просуществовали бы около 100 млн лет», – добавляет Джордан Мэллон.

Другая гипотеза считает, что все связано с формой панцирного туловища анкилозавров и с расположением центра их тяжести. Когда животное умирало и разлагалось бактериями, его брюхо должно было раздуваться, что могло естественным образом переворачивать его вверх ногами. В пользу этой гипотезы обычно указывается, что такое происходит с современными броненосцами. Однако когда коллеги Мэллона сами обследовали 174 тела животных, сбитых автомобилями, подтверждения этому не нашлось. Авторы проследили и за разложением некоторых мертвых броненосцев, при этом ни один из них «естественным образом» не перевернулся на спину.

Еще одна модель объясняет ориентацию останков тем, что тела умерших животных могли оказываться в водоеме, на плаву, и легко переворачивались под собственной тяжестью. Впоследствии они оказывались на дне или на мели и заносились осадочными породами уже в таком перевернутом положении. Для проверки этой версии Мэллон и его соавторы разработали трехмерные компьютерные модели плавучести тел двух основных разновидностей анкилозавров (анкилозаврид и нодозаврид) с учетом плотности их костей, объема легких и т. п.

Помещая модели в виртуальную реку и «надувая» их животы – как под действием газов, которые после смерти продолжают выделять кишечные бактерии, – ученые следили за их поведением. В случае динозавра гипотеза работала: уже небольшого случайного отклонения было достаточно, чтобы тело на плаву переворачивалось вверх ногами. Анкилозавриды оказались более устойчивы, но достаточно сильной волной и они переходили к более стабильной перевернутой ориентации. Именно так, видимо, происходило когда-то в природе, оставив палеонтологам одну из многочисленных, и теперь уже решенных, загадок динозавров.

По материалам  Naked-science