• Наука
    Суббота, 6 октября 2018

Первобытная медицина: неандертальцы умели принимать роды и лечить болезни

Ученые считают, что лечебные практики пещерных людей были достаточно эффективны.

Исследователи из Йоркского университета (Великобритания) утверждают, что неандертальцы были весьма искусны в медицине, а также умело заботились о больных и раненых.

«Ранее археологи встречались лишь с единичными случаями — например, человеком из пещеры Шанидар со множественными серьезными травмами — которые подтверждали, что неандертальцы заботились о людях, которые были тяжело больны или травмированы. Однако такие случаи рассматривались как исключительные и не характерные для пещерных людей», — говорит Пенни Спикинс из Археологического отдела университета.

Теперь ученые проанализировали останки 35 неандертальцев и обнаружили, что те часто выживали после легких и тяжелых травм, это означает, что лечебные практики первобытных людей были достаточно эфективны.

«Неандертальцы часто противостояли крупным опасным хищникам. Мы привыкли думать о них как грубых, сильных существах и не задумывались, как именно они справлялись с ранениями, — комментирует результаты исследования Пенни Спикинс. — Среди рассмотренных образцов мы заметили много случаев восстановления после разного рода травм. Например, встречались индивиды со сломанной ногой. Это значит, что остальные члены коммуны должны были не только облегчать боль, но и перераспределять обязанности, заботиться о больном, чтобы тот мог в дальнейшем вновь активно участвовать в жизни общины».

Неандертальцы жили небольшими группами, и любые потери непременно отразились бы на выживании целого сообщества. В этом контексте, забота и лечение больных сородичей были выгодны для племени.

Ученые показали, что неандертальцы очищали раны, соединяли сломанные кости и принимали роды. Тазовые кости женщин и головы новорожденных примерно соответствовали размерам современных людей, поэтому, по мнению специалистов, без сторонней помощи они вряд ли бы выжили. Это открытие показывает, что для неандертальцев медицина имела прежде всего практическое значение, а не ритуальное.