• Полеты в космос могут вызвать повреждение мозга.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Пятница, 15 октября 2021

Полеты в космос могут вызвать повреждение мозга

У космонавтов, которые провели на международной космической станции около 170 дней, обнаружили биомаркеры, связанные с травмой мозга.

Исследователи из Гетеборгского университета вели наблюдение за пятью космонавтами. У них была взята кровь на анализ перед вылетом и после возвращения на Землю. Результаты показали, что три из пяти биомаркеров, свидетельствующие о повреждении мозга, после длительного пребывания в космосе стали выше.

Хенрик Зеттерберг, профессор нейробиологии и один из соавторов исследования, говорит: «Это первый случай, когда конкретные доказательства повреждения клеток мозга были описаны в анализах крови после космических полетов».

Сейчас нейрофизиологи изучили только наличие маркеров повреждения мозга в крови, но не выяснили, почему это происходит. Причинами могут быть изменения в гравитации, перераспределение мозговой жидкости или перегрузки, испытываемые космонавтами во время взлета и приземления. Причины изменений ученые планируют найти в дальнейшем.

Кроме изменения гравитации и перегрузок, космонавты также подвергаются воздействию повышенных доз радиации. Однако ранее ученые выяснили, что смертность от рака и сердечно-сосудистых заболеваний не связана с повышенными дозами радиации, которые люди получают во время полетов в космос.

По возвращению с МКС астронавты всегда находятся под наблюдением врачей, поскольку пребывание в космосе вызывает в организме физиологические изменения: например, космонавты после возвращения на Землю часто жалуются на ухудшение зрения. Ученые объясняют это изменением структуры мозга в невесомости, а также перераспределением спинномозговой жидкости. Другая команда исследователей выяснила, что такие изменения в головном мозге обратимы — через семь месяцев он возвращается к своей первоначальной структуре.

По материалам Hromadske.ua