• Спустя 16 лет астрономы разгадали загадку туманности Голубое кольцо.Вокруг Света. Украина
    Фото: NASA
    Четверг, 19 ноября 2020

Спустя 16 лет астрономы разгадали загадку туманности Голубое кольцо

Туманность Голубое кольцо озадачивала ученых более пятнадцати лет. Новое исследование наконец проливает свет на то, как образовался этот загадочный космический объект.

Астрономы обнаружили Голубое кольцо в 2004 году с помощью космического телескопа NASA GALEX. Туманность окружала звезду, получившую название TYC 2597-735-1.

Обширное облако газа с яркой звездой в центре едва можно разглядеть в оптическом диапазоне, зато в ультрафиолетовых волнах туманность выглядит словно гигантский синий глаз, смотрящий на нас из глубин Галактики.

С момента обнаружения астрономы пытались установить происхождение туманности, и это удалось сделать только сейчас.

Как утверждают авторы новой работы, туманность – результат слияния гравитационно связанных звезд двойной системы, которое произошло всего пять тысяч лет назад. Одна из звезд была размером с наше Солнце, а вторая – поменьше, ее масса в 100 раз превышала массу Юпитера.

По мере приближения к гибели солнцеподобная звезда превращалась в красного гиганта, притягивая «соседку». Меньшая звезда стала сближаться с большой по спиральной траектории, теряя вещество, которое образовало аккреционный диск.

В конце концов меньшая звезда упала на большую, выбросив в космическое пространство облако раскаленного газа. Разлетаясь, это облако столкнулось с веществом аккреционного диска и разделилось надвое. Так образовались два расширяющихся конуса туманности.

Фото: NASA

С Земли мы видим туманность «анфас»: один из конусов направлен в сторону Солнца. Поэтому с точки зрения земного наблюдателя конусы накладываются друг на друга, а их кольцевые структуры образуют нечто вроде глаза.

Со временем газовое облако остыло. Сегодня оно медленно рассеивается и через несколько тысяч лет исчезнет вовсе.

Как сообщал «Вокруг света Украина», астрономы запечатлели зловещую туманность в созвездии Кита. Европейская южная обсерватория (ESO) опубликовала цветное изображение туманности NGC 246, которая также известна как туманность Череп.