• Фото: shutterstock
    Суббота, 8 июля 2017

Копнуть поглубже: ученые выяснили, где искать жизнь на Марсе

Выяснилось, что на поверхности Марса условия слишком суровые, поэтому нам стоит копнуть поглубже.

Ученые из Центра астробиологии в Эдинбурге (Шотландия) провели ряд исследований, чтобы выяснить, насколько суровы условия на Марсе для жизни микроорганизмов.

Для экспериментов они взяли сенную палочку — обычную почвенную бактерию, которая на Земле успешно выдерживает самые разные условия среды. Но сочетание перхлоратов и ультрафиолета в таких количествах, как на Марсе, ей оказалось не по силам: бактерия погибла всего за 60 секунд.

Конечно, микроорганизмы на Марсе более приспособлены к выживанию в таких условиях, чем земные, ведь у них было больше времени, чтобы адаптироваться к более жаркому и влажному Марсу. Но такие эксперименты с земными микроорганизмами дают представление о том, насколько это тяжело.

Означает ли это, что жизни на Марсе не может быть? Вовсе нет! Просто ученые выяснили, что Марс очень недружелюбная для живых существ планета, а теперь мы понимаем, насколько. Это говорит о том, что ученым нужно менять свою стратегию поисков жизни на Марсе. Если поверхность Марса настолько токсична, что на ней погибает все живое, то, возможно, микроорганизмы обитают в приповерхностных зонах, куда не попадает УФ-излучение. Поэтому нам следует “копнуть” чуть глубже, чем мы думали раньше, или выбрать отдельные участки, где жизнь наиболее вероятна, например, с каменной солью.

Также стоит помнить о том, что Марс — это огромная планета с разными типами почвы и условиями окружающей среды. Благодаря прошлым космическим миссиям мы уже имеем об этом представление. И некоторые из них подают надежды. Например, в местах под ледяной коркой или в середине лавовых пещер все-таки могут быть живые существа, так как они получают природную защиту от ультрафиолета и достаточное количество воды.

Поэтому несмотря на результаты экспериментов с сенной палочкой, нам стоит продолжать искать жизнь на Марсе. Только теперь мы лучше знаем, где именно.

По материалам airspacemag