• Ученые выяснили, в чем эволюционное преимущество бородатых мужчин.Вокруг Света. Украина
    Фото: Shutterstock
    Четверг, 21 мая 2020

Ученые выяснили, в чем эволюционное преимущество бородатых мужчин

Группа биологов из Университета Юты считает, что борода - это ценный подарок эволюции.

Люди — единственные из семейства гоминидов (наиболее прогрессивных приматов), у которых длинные волосы могут расти в районе челюсти, щек и верхней губы. Казалось бы, что полезного может быть в бороде: волосы привлекают паразитов, на них цепляются кусочки еды, да и соприкасаться губами с другим человеком из-за них не так удобно. Однако группа биологов из Университета Юты считает, что борода — это ценный подарок эволюции. Ученые выяснили, что она защищает лицо во время драки.

Исследователи уже давно высказывали предположение, что борода могла служить для защиты важных частей тела, таких как челюсть и горло. Такую же функцию, к примеру, выполняет грива у львов.

Авторы исследования предположили, что толстый волосяной покров на лице мог появится у человека в ходе эволюции, чтобы смягчать частые удары в челюсть: самцы-приматы часто наносят друг другу удар именно в эту зону.

Чтобы проверить свою гипотезу, ученые создали модель человеческой костной ткани и вырезали из нее прямоугольник размерами 60х65х3 миллиметра. Костная ткань была покрыта слоем овечьей кожи и шерстью. Всего ученые сделали три вида моделей разной степени «оволоселости».

Овечья кожа и шерсть, конечно, не очень похожи на человеческую бороду. Однако, как объяснили исследователи, они не могли получить образцы человеческого происхождения.

Удары по моделям наносили с помощью специального металлического стержня весом в 4,7 килограмма с высоты 7,4 сантиментра. Силу удара измеряли датчики. Половина из 20 образцов была уничтожена — в основном пострадали костные ткани, покрытые коротким мехом.

Кожа с особо пушистым мехом поглощала на 30% больше энергии удара, чем та, что была лысой или обладала небольшим волосяным покровом. Кроме того, густой волосяной покров способствовал распределению силы удара.

Ученые также отметили, что борода может минимизировать ранения, разрывы и травмы кожи и лицевых мышц.

Исследование было опубликовано в журнале «Integrative Organismal Biology».