• Употребление молока способствовало дальним миграциям древних скотоводов.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Четверг, 16 сентября 2021

Употребление молока способствовало дальним миграциям древних скотоводов

Немецкие антропологи считают, что миграции скотоводов бронзового века на огромные расстояния связаны с введением молока в рацион питания.

Более 5000 лет назад группы кочевых пастухов путешествовали из Причерноморско-Каспийской степи в Юго-Восточную Европу на тысячи километров. Они распространили свои гены до Скандинавии и Сибири. Чем обусловлен этот всплеск массовых и далеких миграций, долгое время оставалось загадкой.

Команда из Института истории человечества Макса Планка (Германия) считает: все дело в изменении питания. А именно – в переходе кочевников к употреблению молока.

Антропологи сделали это открытие, изучив отложения на зубах древних скелетов, найденных на обширной территории. С помощью передового молекулярного анализа белков зубного камня они определили, кто из древних людей пил молоко.

Фото: Max Planck Institute

По словам доктора Шеван Уилкин, руководившей исследованием, большинство изученных образцов эпохи энеолита (до бронзового века) – более 90 процентов – не представили никаких доказательств употребления молочных продуктов. Тогда как 94 процента людей раннего бронзового века явно пили молоко.

Путем дальнейшего анализа данных команда также смогла определить, от каких животных получено молоко. Поскольку пептиды, обнаруженные в молоке, произведенном разными животными, имеют разный химический состав. Исследователи обнаружили, что большинство древних людей пили коровье, овечье и козье молоко, хотя некоторые пили молоко конское.

Преимущества, которые давало молоко древним людям, до сих пор остаются предметом споров. Но вполне вероятно, что дополнительные питательные вещества, белки и жидкость, которыми оно обеспечивает организм, помогали кочевникам выжить в суровых условиях степи, полагают исследователи.

Это – форма культурной революции, сказала доктор Уилкин. Пастухи раннего бронзового века ясно осознавали, что потребление молочных продуктов дает некоторые фундаментальные преимущества. И как только они включили в рацион молоко, стало возможным обширное распространение этих групп на огромные расстояния.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», собаки помогли древним скотоводам заселить Европу и Азию.

По материалам Science Daily