• В Антарктиде под ледником обнаружили процветающий оазис.Вокруг Света. Украина
    Фото: Sophie Berger
    Среда, 22 декабря 2021

В Антарктиде под ледником обнаружили процветающий оазис

Открытие большого количества живых организмов, обитающих в экстремальных условиях, оказалось для ученых полной неожиданностью.

Исследователи из Великобритании и Германии использовали горячую воду, чтобы пробурить две скважины на относительно небольшом  шельфовом леднике Экстрём в Восточной Антарктиде еще в 2018 году. Одна скважина ушла на 192 метра льда, пока не достигла 58 метров жидкой воды, другая —  на 190 метров льда и 110 метров воды.

В этом темном и холодном месте команда обнаружила 77 видов из 49 различных родов мшанок, в том числе саблевидных Melicerita obliqua, а также серпулидных червей, таких как  Paralaeospira sicula.

Все эти существа питаются взвешенными частицами — они сидят на одном месте и щупальцами выхватывают крупицы органического вещества из воды, когда она течет вокруг них. Это значит, что в воду должен попадать какой-то источник пищи, например, водоросли, зависящие от солнечного света. Это довольно удивительно, учитывая, что ближайший открытый источник воды находится на расстоянии 9,6 км.

«Считалось, что экосистема под шельфовыми ледниками крайне бедна. Тем не менее, биоразнообразие, которое мы обнаружили на обоих участках скважин, будет высоким даже для образцов открытого моря с континентального шельфа Антарктики», — заявили ученые.

Но исследователи не просто нашли современные виды глубоко подо льдом; они также обнаружили  давно умерших животных и датировали их углеродом, чтобы определить их возраст. «Еще одним сюрпризом было узнать, как долго здесь существует жизнь. Углеродное датирование мертвых фрагментов этих морских животных варьировалось от нынешних до 5 800 лет», — говорит один из исследователей, геолог Института полярных и морских исследований Альфреда Вегенера Герхард Кун.

Фото: David Barnes

К сожалению, несмотря на невероятно долгую жизнь этих экосистем до сих пор, исследователи беспокоятся об их будущем. «Наименее нарушенная среда обитания на Земле может стать первой средой обитания, которая вымрет, поскольку условия под ледниковым шельфом исчезнут из-за глобального потепления», — резюмировали исследователи.

Ранее в 2021 году морские биологи из Британской антарктической экспедиции случайно заметили морские губки под почти километровым слоем льда. Это был первый случай, когда довольно сложные организмы, причем не мобильные, а именно живущие на дне, обнаружились под 900-метровой толщей антарктического шельфового ледника. Находка заставила биологов пересмотреть границы и условия существования жизни на Земле.

По материалам Sciencealert