Фото: Shutterstock

В Эстонии обнаружили самый древний в мире глаз

Глаз трилобита возрастом около 530 миллионов лет по структуре почти не отличается от органов зрения современных пчел и стрекоз.

Европейские ученые заявили, что глаз окаменевшего трилобита, найденного на севере Эстонии, может оказаться древнейшим из известных сегодня. На окаменелости хорошо различима структура сложного фасеточного глаза, сегодня такими глазами обладают насекомые и ракообразные.

Трилобиты — вымершие морские членистоногие, широко распространенные в эпоху палеозоя. Наиболее ранние останки находят в слоях, относящихся к периоду нижнего кембрия. Тело трилобита окружал твердый экзоскелет. Эти твердые панцири легко сохраняются в виде окаменелостей, поэтому сегодня известно более 10 000 видов трилобитов.

Эстония (Эстонская Республика) – государство в Северной Европе, расположенное на северо-восточном побережье Балтийского моря.

EU-Estonia.svg

Столица – Таллин

Крупнейшие города: Таллинн, Тарту, Нарва, Пярну

Форма правления – Парламентская республика

Официальный язык – эстонский

Религия – христианство

ВВП – $26,48 млрд (104-я в мире)

Валюта – евро

Граничит с: Россией, Латвией

Фото: pnas

Окаменевшие останки обладателя древнейшего глаза нашли неподалеку от поселка Савиранна на берегу Финского залива. Трилобит принадлежал к виду Schmidtiellus reetae. Этот вид относится к отряду Redlichiida, одному из самых примитивных отрядов трилобитов. У окаменелости сохранились около сотни омматидиев — структурных единиц, из которых состоит фасеточный глаз. У современных насекомых омматидии плотно «упакованы» в глазу, у Schmidtiellus reetae они расположены более свободно.

По словам ученых, глаз древнего животного устроен несколько проще, чем у современных пчел и стрекоз, и зрение трилобита было не таким острым. Но по структуре глаз Schmidtiellus reetae очень схож с фасеточными глазами современных животных. Омматидий трилобита, как и у них, содержит наружную линзу-хрусталик и прилегающий к ней вытянутый конус. Под наружной линзой находятся зрительные клетки, объединенные вокруг рабдома — зрительной трубочки, состоящей из микроскопических ворсинок. Исследователи отметили, что линзы глаза трилобита практически плоские, а не изогнутые, как у современных животных, поэтому свет они преломляли гораздо хуже. Хотя зрение трилобита было слабым, ученые считают, что оно все же позволяло ему избегать препятствий и уходить от хищников.