• Фото: Depositphotos
    Наука
    Среда, 2 декабря 2020

    "Венеры палеолита" служили пропагандой ожирения: новое исследование

    Статуэтки, созданные более 30 тысяч лет назад, до сих пор остаются загадкой для ученых. Почему они выглядят такими тучными? Новый ответ на этот вопрос предложили медики и антропологи. 

    Эти небольшие (от 4 до 25 см высотой) статуэтки женщин считаются одними  из первых произведений искусства, их фото есть практически во всех учебниках по истории и археологии. Статуэтки такого типа, вырезанные из мягкого камня, костей или бивней, находят по всей Евразии, хотя в основном — в Европе. «Палеолитические Венеры«, как прозвали их археологи еще в начале ХХ века, всегда изображались тучными или беременными, с огромными грудями и животами. При этом люди того периода на самом деле всегда были худыми и жилистыми. 

    По одной из версий, такие фигуры — это реальное отражение физиологических черт, присущих некоторым женщинам того периода. По другой, более популярной версии, это художественное преувеличение, символ фертильности и плодородия. «Венер» использовали в различных ритуалах. В некоторых пробито отверстие, чтобы подвешивать на шею на шнурке в качестве амулета. 

    Группа антропологов и медиков из университета Колорадо предложила третью версию. Они считают, что фигурки были своеобразной «пропагандой ожирения» в регионах, которые особенно сильно страдали от недоедания из-за смены климата и питании. Именно в таких условиях жили люди в тот период, когда создавали эти фигурки. 

    По современным представлениям, первые люди попали из Африки в Европу около 48 000 лет назад, когда на Земле был период потепления. Основу их питания составляло мясо оленей, мамонтов и лошадей, на которых они охотились. Летом в рацион добавлялись ягоды, грибы, рыба, растения и орехи.

    Но по мере того, как менялся климат и становилось гораздо холоднее, рацион тоже менялся. Некоторые животные вымирали, многие растения, ранее в изобилии росшие в Европе, не выдерживали низких температур и исчезали. В этот сложный период похолодания и появились фигурки, прозванные Венерами. 

    Доктор Джонсон из Университета Колорадо и его соавторы измерили несколько фигурок, найденных в разных местах и созданных в разное время, определив соотношение объемов талии, бедер и плеч. Они обнаружили, что фигурки, найденные ближе к границе ледников, выглядят гораздо более тучными. Статуэтки из более теплых регионов (и из регионов, где ледники уже отступили) оказались более изящными. 

    По мнению авторов исследования, такая разница в «стандартах красоты» отражает тот факт, что в голодный и холодный ледниковый период у женщины с ожирением гораздо больше шансов выносить и родить ребенка, чем у той, которая истощена недоеданием. Фигурки были своеобразной пропагандой ожирения и одновременно фетишами, которые должны были защитить женщину от голода во время беременности. Очевидно, что их передавали из поколения в поколение, поскольку многие статуэтки сильно истерлись от множества прикосновений. 

    «Таким образом, эстетика искусства играла важную роль в выживании, помогая людям приспособиться к все более суровым климатическим условиям», — заключают авторы.

    Как ранее сообщал «Вокруг света. Украина», художники каменного века были без ума от лошадей, причем за тысячи лет до одомашнивания. Именно изображения лошадей доминировали среди наскальных рисунков эпохи палеолита.

    По материалам sciencedaily.com

    Читайте также:

    В Денисовой пещере нашли древнейшую фигурку пещерного льва

    Денисовцы рисовали на костях