• Ящерица, птица или динозавр: палеонтологи поставили точку в споре.Вокруг Света. Украина
    Фото: Peretti Museum Foundation
    Вторник, 15 июня 2021

Ящерица, птица или динозавр: палеонтологи поставили точку в споре

В прошлом году китайские палеонтологи представили удивительную находку — фрагмент древнего янтаря, который великолепно сохранил останки одного из самых миниатюрных динозавров в истории.

Образец датировали возрастом около 99 миллионов лет. По крошечному (чуть больше семи миллиметров) черепу ученые описали новый вид летавших динозавров Oculudentavis khaungraae, который при размерах, сравнимых с колибри, еще сохранял в клюве десятки мелких и острых зубов.

Фото: Edward Stanley

Уже тогда работа вызвала споры, поскольку многие детали анатомии животного были слишком непохожи ни на динозавров, ни на птиц. Ученые из Каталонского института палеонтологии Микеля Крусафона поставили точку в годичном научном споре.

Авторы новой работы отмечают, что зубы животного напрямую соединялись с костями челюсти, что нехарактерно для имевших зубы предков современных птиц. Кроме того, новый образец сохранил отдельные чешуйки, покрывавшие кожу головы, а форма его чешуйчатой кости, расположенной в задней части черепа, близка к форме, свойственной чешуйчатым рептилиям (Squamata), к которым относят змей и ящериц, но не птиц и динозавров.

Судя по всему, они принадлежат не тому же, но близкородственному виду: авторы назвали его Oculudentavis naga. Вместе с O. khaungraae они представляют вымершую группу чешуйчатых рептилий, прежде неизвестных ученым.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», крошечный мезозойский динозавр из янтаря оказался ящерицей. Журнал Nature отозвал статью о найденном в кусочке янтаря черепе динозавра, которая была опубликована на страницах издания в марте.

По материалам  Naked-science