• Звуки родной речи мы узнаем за миллисекунды даже в толпе.Вокруг Света. Украина
    Воскресенье, 2 декабря 2018

Звуки родной речи мы узнаем за миллисекунды даже в толпе

Мозг успевает обрабатывать речь со скоростью три слова в секунду.

Нейрофизиологи установили, что на звуки родного языка наш мозг реагирует иначе, чем на шум или речь иностранцев. При звуках знакомой речи мозг моментально переключается, чтобы превратить их в слова.

Ученые из Мэриленда зафиксировали тот участок мозга, где нейроны переключаются на обработку звуков конкретного языка,  и определили скорость этого процесса.

«Обработка звуков речи происходит почти в тот же момент, как только лингвистическая информация становится доступной слуху», — говорит профессор Джонатан Саймон, один из авторов исследования.

При восприятии речи слуховая кора головного мозга (в височных долях) анализирует сложные акустические модели для обнаружения слов, несущих лингвистическое сообщение. Частично эффективность этого процесса основана на предвосхищении услышанного, так как родной язык нам ближе всего.

Исследователи из Мэриленда в своей работе сопоставляли и анализировали активность мозга слушателей. Ученые использовали магнитоэнцефалографию (МЭГ) — технологию, позволяющую измерять и визуализировать магнитные поля, возникающие вследствие электрической активности мозга.

Исследование показало, что мозг быстро распознает слоги, а переключение с обработки простой акустической информации на лингвистическую происходит практически мгновенно. Мозг должен успевать за людьми, произносящими около трех слов в секунду, отделяя речь от других звуков примерно через одну десятую доли секунды после того, как звук фиксируется слухом.

Также исследователи обнаружили, что мозг человека способен выборочно обрабатывать необходимые звуки в шумной среде. Создав условия для эффекта «коктейльной вечеринки» (способность узнавать голоса среди шума и сосредотачиваться на одном диалоге в оживленной обстановке), участникам было предложено концентрироваться на одном голосе и стараться игнорировать другой. Выяснилось, что мозг волонтеров прекратил обрабатывать ненужную речь на уровне обнаружения словоформ.

Пока не ясно, каким именно образом наш мозг интерпретирует звуки в качестве слов, а также как и когда решает, какое конкретно слово произносится. Существуют доказательства того, что мозг фактически просеивает все имеющиеся возможности, но пока доподлинно не известно, как он сужает выбор до одного слова и связывает его со смыслом беседы.

Как писал портал «Вокруг света. Украина», люди, думающие на иностранном языке, менее суеверны.

По материалам Current Biology