• Астрономы впервые засекли начало гибели далекой галактики.Вокруг Света. Украина
    Фото: ESO
    Вторник, 12 января 2021

Астрономы впервые засекли начало гибели далекой галактики

Команда астрономов Европейской южной обсерватории (ESO) стала свидетелем гибели галактики, которая находится на расстоянии 9 млрд световых лет от нашей планеты.

Исследователи запечатлели начало гибели галактики ID2299 с помощью радиотелескопа ALMA. Он ведет свои наблюдения за космическими объектами из чилийской пустыни Атакама.

Галактики умирают, когда «живущие» в них звезды перестают формироваться. И вот теперь астрономы впервые стали свидетелями этого явления.

Они смогли увидеть галактику, исторгнувшую почти половину холодного газа, который используется для образования звезд.

По словам Аннаграции Пуглиси из Университета Дарема, это был первый раз, когда команда наблюдала типичную массивную звездообразующую галактику в глубинах Вселенной, которая неизбежно умрет из-за массивного выброса холодного газа.

На момент наблюдения астрономами галактика ID2299 потеряла 46 процентов холодного газа, необходимого для образования звезд.

Однако в этой далекой галактике по-прежнему формируются новые звезды. Эти процессы протекают в сотни раз быстрее, чем в нашем Млечном Пути.

Стремительный расход материала для звездообразования приведет к тому, что ID2299 погибнет через несколько десятков миллионов лет.

Первопричиной космической трагедии стало столкновение галактик

Возможно, выбросы, которые ведут к гибели галактики, спровоцировало столкновение с другой галактикой. В результате их объединения образовалась ID2299.

Убедительным доказательством того, что к потерям газа привело фатальное столкновение, является так называемый «приливный хвост». Он представляет собой длинный поток газа и звезд, который простирается далеко в космос.

Обычно эти приливные хвосты слишком тусклые, чтобы их можно было наблюдать в столь далеких галактиках. Однако европейским астрономам повезло увидеть достаточно яркий хвост.

Если слияние обусловило потерю газа в ID2299, астрономам, возможно, придется пересмотреть существующие теории о конце образования звезд в галактиках. Ранее ученые полагали, что выбросы вещества для звездообразования обычно спровоцированы ветрами и активными черными дырами в центре галактик.

Новое исследование предполагает, что выбросы газа могут быть вызваны слияниями галактик, резюмировал Эманюэль Дадди из Центра ядерных исследований Сакле во Франции. И добавил, что эти наблюдения ведут к пересмотру представлений о том, как умирают галактики.

К слову, астрономы наблюдали ID2299 всего несколько минут, но этого было достаточно, чтобы сделать такое удивительное открытие.

Исследование опубликовано в понедельник в журнале Nature Astronomy.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», телескоп Хаббл запечатлел настоящую фабрику звезд.