• Быстрый радиовсплеск, обнаруженный в нашей Галактике, повторяется.Вокруг Света. Украина
    Фото: Sophia Dagnello, NRAO/AUI/NSF
    Вторник, 17 ноября 2020

Быстрый радиовсплеск, обнаруженный в нашей Галактике, повторяется

28 апреля 2020 года астрономы зафиксировали мощный радиовсплеск длительностью в несколько миллисекунд всего в 30 000 световых лет от Земли. Он оказался не таким мощным, как внегалактические FRB, но похожим на них во всем остальном.

В апреле этого года команда астрономов, которая работает с радиотелескопом CHIME, обнаружила мощный радиовсплеск, исходящий от активного магнитара, известного как SGR 1935 + 2154. Это был первый известный науке быстрый радиовсплеск (FRB), возникший в Млечном Пути.

Недавно исследователи опубликовали результаты анализа наблюдений за магнитаром, который породил радиовсплеск. Ученые сделали вывод, что магнитары действительно могут быть источником подобных FRB. Радиоизлучение скорее всего генерируется внутри магнитосферы нейтронной звезды.

Что такое быстрый радиовсплеск?

Впервые быстрый радиовсплеск (fast radio burst) был зарегистрирован в 2007 году. FRB представляют собой короткие, но очень мощные радиоимпульсы. В ходе исследований стало ясно, что их источники имеют внеземную природу, но определить их оказалось не так просто.

Определить источник FRB — все равно что увидеть яркую вспышку камеры в очень темной комнате, а затем попытаться найти камеру в темноте. Вдобавок ко всему, комната потенциально имеет размеры в миллиарды световых лет.

Ученые выявили десятки FRB, и большинство из них, по-видимому, являются одноразовыми событиями. Это привело исследователей к предположению, что они могут быть вызваны каким-то катастрофическим событием, например, коллапсом нейтронной звездой в черную дыру.

Но в 2016 году загадка углубилась: исследователи обнаружили повторяющийся FRB. Это открытие, известное как FRB 121102, означало, что в этом случае происхождение радиовсплеска нельзя объяснить одноразовым событием. Вскоре ученые выяснили, что повторяющиеся радиовсплески от источника FRB 121102 могли возникнуть в намагниченной среде вблизи вращающегося пульсара или черной дыры.

Первый радиовсплеск в Млечном Пути

28 апреля 2020 года астрономы зафиксировали мощный всплеск радиоволн длительностью в несколько миллисекунд всего в 30 000 световых лет от Земли. Он оказался не таким мощным, как внегалактические FRB, но похожим на них во всем остальном. В начале ноября открытие было официально подтверждено и получило название FRB 200428.

С тех пор астрономы внимательно следили за FRB 200428, и 24 мая 2020 года с помощью Вестерборкского радиотелескопа в Нидерландах уловили два миллисекундных радиовсплеска от магнетара с интервалом в 1,4 секунды.

Гораздо более слабый сигнал был также обнаружен 3 мая радиотелескопом FAST в Китае.

8 октября 2020 года было зарегистрировано еще три радиовсплеска за три секунды.

Как показал анализ, первоначальные апрельские всплески FRB 200428 были чрезвычайно мощными. Три последующих сигнала были во много раз слабее. Кроме того, первый всплеск сопровождался рентгеновской вспышкой, чего раньше никогда не наблюдалось при возникновении FRB. Ученые пока не понимают, почему так происходит, но попытаются выяснить.

Как сообщал «Вокруг света Украина», астрономы поймали регулярно повторяющийся радиосигнал из космоса. Уже второй раз за 10 лет. Тот факт, что эти радиовсплески регулярно повторяются, может поставить под сомнение существующие теории об их природе.