• ДНК долгожителей имеет отличия.Вокруг Света. Украина
    Фото: Depositphotos
    Вокруг Cвета
    Воскресенье, 9 мая 2021

ДНК долгожителей имеет отличия

Впервые ученые детально изучили генетические особенности людей старше 105 лет.

Средняя продолжительность жизни в мире медленно растет: в 2019 году, по данным Всемирной организации здравоохранения, она составляла 73,4 года. Этому способствуют достижения медицины и общее улучшение уровня жизни.

Причины долголетия учеными еще изучаются. Одно из современных направлений исследований — генетическое — основывается на наблюдении, что долгожители, как правило, рождались в семьях, где люди прожили дольше среднестатистического возраста.

Это мнение решили проверить ученые в Италии под руководством Паоло Гараньяни из Болонского университета. Они отобрали 81 итальянца-долгожителя и 36 здоровых людей, средний возраст которых составляет 68. «Мы решили изучить генетику группы людей, которые прожили 105 лет и более, и сравнить ее с группой людей помоложе из того же района Италии: в этой возрастной группе не так часто возникают связанные со старостью заболевания», — объясняет Гараньяни.

У обеих групп волонтеров взяли анализ крови, на котором провели полное секвенирование генома. Для надежности результаты сравнили с одним из предыдущих исследований, в котором приняли участие 333 итальянца старше 100 лет и 358 итальянцев в возрасте около 60 лет.

Выяснилось, что у долгожителей чаще встречаются пять генетических изменений, связанных с генами COA1 и STK17A. Первый ген отвечает за деятельность митохондрий (органеллы клетки, производящие энергию), а второй — за реакцию клетки на повреждение ДНК.

Оба гена, таким образом, играют важную роль в регулировании процессов старения. Кроме того, у долгожителей также обнаружили меньше генетических мутаций, которые естественно возникают у людей с возрастом, что указывает на лучшую способность их ДНК к восстановлению.

«Наши результаты показывают, что механизмы восстановления ДНК и небольшое количество мутаций в конкретных генах — это два главных механизма, защищающих долгожителей от связанных со старостью болезней», — объясняет Клаудио Франчески из Веронского университета, ведущий автор исследования.

Хотя генетика может определять склонность к долголетию (это, в частности, касается мужчин и женщин), продолжительность жизни зависит от факторов, связанных с окружением и образом жизни: физической активностью, уровнем образования и даже щедростью.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», секрет долгожительства нашли в ДНК летучих мышей. Большие ночницы живут в 10 раз дольше, чем любое другое животное этого же размера.

По материалам  Hromadske.ua