• Экзопланеты: что это такое и как их найти.Вокруг Света. Украина
    Фото: NASA
    Вопрос-ответ
    Вторник, 11 августа 2020

Экзопланеты: что это такое и как их найти

Экзопланеты – это планеты, находящиеся вне нашей Солнечной системы. Их невозможно увидеть или сфотографировать.

Все планеты нашей Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Планеты, которые вращаются вокруг других звезд, называются экзопланетами. Эти космические объекты нельзя ни увидеть, ни сфотографировать. Экзопланеты можно обнаружить лишь косвенно: свет звезд, вокруг которых они вращаются, затмевает сами планеты.

Открытие экзопланет

Впервые открытие экзопланеты подтвердилось в 1995 году. С того момента астрономам удалось обнаружить более 4 000 экзопланет. Исследователи полагают, что в одном только Млечном Пути содержится более 100 миллиардов таких объектов. Причем 20 миллиардов из них могут быть похожими на Землю, а какие-то даже пригодными для жизни.

Хотя до сих пор практически все обнаруженные экзопланеты оказывались еще более экстремальными, чем наши соседи по Солнечной системе.

К примеру, одна из планет покрыта лавой и постоянно повернута одной стороной к звезде. Атмосфера другой состоит чуть ли не из одного угарного газа. На третьей постоянно бушуют ураганы, а четвертая по размерам не уступает звезде, вокруг которой вращается.

Тем не менее, ученые не оставляют надежд найти экзопланеты, пригодные для жизни. В этом им помогают космические телескопы.

Методы поиска экзопланет

Один из способов найти экзопланету – обнаружить «вихляющую» звезду. Если вокруг звезды вращается планета, она воздействует на нее гравитационно. Тогда звезда вращается не вокруг своего центра, а вокруг общего для нее и планеты барицентра. И ее орбита выглядит так, будто планета слегка раскачивается.

С помощью этого метода были открыты сотни планет. Однако таким образом можно обнаружить только большие объекты вроде Юпитера. Меньшие по размеру планеты, в том числе похожие на Землю, найти гораздо труднее. Их массы меньше, а значит, они не так сильно воздействуют на звезду. А небольшие колебания на огромном расстоянии обнаружить практически невозможно.

В 2009 году американское космическое агентство NASA вывело на орбиту космический телескоп «Кеплер» для поиска экзопланет. с 2009-го по 2018-й годы «Кеплер» обнаружил 2681 планету с помощью так называемого транзитного метода.

Когда планета проходит перед своей звездой, это называется транзитом. Во время транзита планета едва затеняет звезду, и для наблюдателя последняя выглядит чуть менее яркой.

Анализируя, как меняется яркость звезды во время транзита, астрономы определяют размер планеты и расстояние между ней и звездой.

Ближайшая экзопланета

Ближайшая к нашей Солнечной системе известная экзопланета вращается вокруг красного карлика Проксима Центавра. Ее существование подтвердили относительно недавно, весной 2020 года. Планете дали название Проксима Центавра b.

По массе Проксима Центавра в 1,17 раза больше Земли. Впервые ее обнаружили в 2016 году с помощью эшелле-спектрографа HARPS, установленного на одном из телескопов обсерватории Ла-Силья в Чили.

Проксима Центавра b вращается вокруг своей звезды на очень близком расстоянии. Период обращения составляет всего 11 дней. При этом планета получает от звезды примерно столько же энергии, сколько Земля от Солнца, и в 400 раз больше радиации.

Экзопланеты, похожие на Землю

В этом году астрономы NASA обнаружили с помощью телескопа «Кеплер» экзопланету, которая по размерам и температуре больше всех остальных напоминает Землю. Она находится на расстоянии 300 световых лет от нашей планеты.

Размеры Kepler-1649c всего на 6 процентов превышают земные. От своей звезды экзопланета получает примерно 75 процентов того света, которое Земля получает от Солнца.

Kepler-1649c вращается вокруг своей звезды – красного карлика – на очень небольшом расстоянии. Период ее вращения составляет всего 19,5 земных дней.

Как сообщал «Вокруг света Украина», астрономы впервые обнаружили экзопланету с помощью радиотелескопа. Планета TVLM 513 вращается вокруг ультрахолодного карлика. Обнаружить планету рядом с таким тусклым объектом – крайне трудно.