• Интересные факты о космосе.Вокруг Света. Украина
    Фото: NASA/ESA
    Вопрос-ответ
    Понедельник, 17 августа 2020

Интересные факты о космосе

Узнавать новое о Вселенной – всегда интересно. Так что не отказывайте себе в удовольствии и читайте нашу подборку фактов о космосе.

Первый космический турист, итальянец Деннис Тито, отправился на орбиту в 2001 году в возрасте 61 года – и это был первый из нашей подборки интересных фактов о космосе. Полет Тито на МКС организовали американская компания Space Adventures и российское космическое агентство «Роскосмос». Обошлось путешествие в 20 млн. долларов.

Возможно, когда-то туристические полеты в космос станут более доступными. К тому времени мы точно будем знать о Вселенной намного больше, чем сейчас. А может, нам придется пересмотреть существующие представления. Как бы там ни было, узнавать новое о космосе – всегда интересно. Так что не отказывайте себе в удовольствии!

В космосе невозможно плакать.

Астронавты, конечно, могут заплакать – в конце концов, они тоже люди. Но в невесомости слезы не могут течь вниз, как на Земле. Образовавшейся влаге некуда деваться. Так что слезы, пролитые в космосе, не падают с глаз. Они образуют конгломерат вокруг глазного яблока и остаются там, если их не убрать.

Астронавты на Международной космической станции видят около 15 восходов и 15 закатов каждый день.

Международная космическая станция (МКС) вращается на орбите на высоте 408 километров над Землей и движется со скоростью около 27 700 км/ч. Один облет Земли занимает у нее около 92 минут. Так что каждые 45 минут астронавты на борту МКС видят восход или закат  в общей сложности 15-16 раз каждые 24 часа.

В 1962 году США взорвали в космосе водородную бомбу в 100 раз мощнее той, что сбросили на Хиросиму.

Летом 1962 года США взорвали в космосе водородную бомбу. Взрыв произошел на высоте примерно 400 км над Тихим океаном. Испытание оружия превратилось в световое шоу, равного по яркости которому никогда не было – и, надеемся, не будет.

В космосе есть объект, который содержит в 140 триллионов раз больше воды, чем Мировой океан.

Вода, объем которой в 140 триллионов раз превышает объем воды Мирового океана, окружает квазар под названием APM 08279 + 5255 на расстоянии более 12 миллиардов световых лет от нас. Квазары — одни из самых ярких астрономических объектов во Вселенной. Они представляют собой ядра галактик, в которых сверхмассивные черные дыры «пожирают» окружающий материал, формируя аккреционный диск.

APM 08279 + 5255 окружает водяной пар. Он занимает пространство размером в сотни световых лет (световой год составляет около 10 триллионов километров).

В космосе Солнце выглядит для человека белым, а не желтым.

Существует распространенное заблуждение, что Солнце желтое, оранжевое или даже красное. Однако Солнце  это, по сути, все цвета, смешанные вместе. Оно белое, и это можно увидеть на снимках, сделанных из космоса.

Когда мы видим Солнце на восходе или закате, когда оно находится низко в небе, оно кажется нам желтым, оранжевым или красным. Но только потому, что его коротковолновые цвета (зеленый, синий, фиолетовый) рассеиваются в атмосфере Земли. Следовательно, сквозь плотную атмосферу к нам проникают только красные, желтые и оранжевые цвета.

Фото солнца

Для многих людей – даже ученых  белое Солнце выглядит непривычно. Поэтому снимки НАСА, к примеру, часто обрабатывают, чтобы Солнце на них выглядело оранжевым.

Большинство астронавтов в космосе становятся на 5 сантиметров выше.

Однако как только они возвращаются на Землю, рост приходит в норму. То, что происходит в космосе,  это не оптическая иллюзия, а яркий пример того, как микрогравитация влияет на человеческое тело.

Можно провести параллель между человеческим позвоночником и пружиной. Когда на пружину воздействует сила, она сжимается. Когда этого не происходит – растягивается. Позвоночник тоже может удлиняться до 7,6 сантиметров в космосе, где сила притяжения очень незначительная.

Подобное растяжение позвоночника происходит каждую ночь. Когда вы принимаете горизонтальное положение, сила тяжести не так воздействует на ваши позвонки. Можете провести эксперимент. Тщательно измерьте свой рост, как только проснетесь. Вы обнаружите, что стали примерно на сантиметр или два выше, чем были накануне вечером. Но по прошествии дня ваши позвонки сожмутся и вы потеряете те несколько сантиметров, на которые «выросли» за ночь.

Существуют звезды холоднее человеческого тела.

В 2010 году ученые из НАСА открыли 14 новых звезд класса коричневые карлики. Еще их называют субзвездами или химическими звездами. Они были самыми холодными из всех, известных науке. Но спустя год астрономы обнаружили ещё более холодные звёзды — «Y-карлики». Температура их поверхности ниже температуры человеческого тела. У самой холодной — всего 26,6 градусов Цельсия.

Салат, выращенный в космосе, оказался безопасным и питательным.

Астронавты на борту Международной космической станции выращивали салат-латук на протяжении двух лет, между 2014 и 2016 годами. Семена отправили на МКС в рамках эксперимента, чтобы выяснить, можно ли культивировать это растение в космосе.

Салат в космосе

Микробиологические и питательные качества салата после его пребывания на МКС изучали Кристина Ходадад из НАСА и Джоя Масса из Космического центра имени Кеннеди.

Анализ показал, что салат с МКС ничем не отличается от растений, выращенных на Земле. Его пищевая ценность была практически такой же, и ни один из видов бактерий, которые жили на салате, не вызывают заболевания у людей.

Самый длительный полет в космос длился 437 суток и 18 часов.

Его совершил россиянин Валерий Поляков. Все это время он провел на борту орбитальной станции «Мир», установив абсолютный рекорд продолжительности работы в космосе за один полет. На орбитальной станции Поляков работал не только как космонавт-исследователь, но еще как врач.

Вокруг Земли вращается более 15 тысяч единиц космического мусора.

С момента, когда человек начал осваивать космос, на околоземных орбитах накопилось более 7,5 тыс. тонн предметов, которые иначе как мусором не назовешь. 4 октября 1957 года с Байконура (СССР) стартовала ракета с первым спутником, и с тех пор около 20 тысяч различных аппаратов были запущены на орбиту. Из них лишь менее 3 тысяч сейчас являются действующими. Прочие уже отработали свой срок, причем многие рассыпались на куски в результате взрывов и столкновений.

А некоторые были уничтожены в ходе испытаний противоспутникового оружия. Такие испытания за последние 15 лет провели Китай, США и Индия. Они уничтожили собственные космические аппараты, превратив их в груду осколков.

Пока что действующие спутники и станции уклоняются от столкновений с космическим мусором благодаря их отслеживанию. Если есть опасность столкновения, включаются двигатели, чтобы немного изменить траекторию полета. Однако если мусор продолжит плодиться, катастрофа из фильма “Гравитация” может в какой-то момент стать реальностью. Эту проблему мировые космические агентства пытаются решать двумя способами. Первый — программирование действующих космических аппаратов так, чтобы в конце срока эксплуатации они либо упали на Землю (точнее, в определенный район Тихого океана), либо ушли на далекую запасную орбиту. Второе — создание ловушек для мусора.