По оценкам зоологов, сегодня в мире живет около ста видов зайцев, кроликов и пищух. Из всего этого разнообразия люди одомашнили всего один вид — европейского кролика (Oryctolagus cuniculus), естественный ареал которого расположен в Юго-Западной Европе и Северной Африке. Процесс приручения этих животных начался еще во времена Древнего Рима, причем их не только держали в неволе, но и расселяли по всей Европе.
Недавние археологические находки свидетельствуют, что жители доколумбовой Мезоамерики, а именно города Теотиуакан, расположенного на территории современной Мексики, также могли разводить в неволе кроликов и зайцев местных видов ради мяса, меха и жертвоприношений. Тем не менее, к полноценному одомашниванию эта практика так и не привела.
Неспособность коренных жителей Америки приручить кроликов кажется странной, если учесть, что они могли выбирать из нескольких десятков североамериканских и южноамериканских видов, принадлежащих к родам Sylvilagus, Brachylagus и Romerolagus. Один из них, флоридский кролик (Sylvilagus floridanus) распространен от Южной Канады до Венесуэлы (именно его кости встречаются в Теотиуакане чаще всего). Для сравнения, в Европе живет только один вид кроликов, уже упомянутый выше европейский.
Разобраться в этом парадоксе решили антропологи Эндрю Соммервилл из Университета штата Айова и Нава Сигияма из Калифорнийского университета. Они предположили, что американские виды кроликов могут хуже поддаваться одомашниванию из-за их социальных и экологических особенностей. Чтобы проверить данную идею, исследователи сравнили два вида кроликов — европейского и флоридского. Поскольку в дикой природе оба вида предпочитают сходную пищу и местообитания, а также примерно одинаково реагируют на присутствие человека, авторы сосредоточились на их социальной структуре и особенностях размножения.
Европейские кролики живут стабильными группами от двух до двадцати взрослых особей, в которых доминируют самцы. Селятся они в сложных системах нор. Что касается размножения, то представители данного вида в основном полигамны. В то же время флоридские кролики одиночны и групп не формируют, а их самцы периодически вступают в конфликты из-за готовых к размножению самок. Как и европейские родственники, они придерживаются полигамии. Нор флоридские кролики практически не роют: лишь самки устраивают неглубокие норы, в которых прячут детенышей.
Сомервилл и Сигияма полагают, что именно высокая социальность европейских кроликов стимулировала их одомашнивание. Благодаря тому, что эти зайцеобразные адаптированы к колониальной жизни, их можно селить большими группами на ограниченном пространстве, не опасаясь конфликтов. Держать так одиночных флоридских кроликов не получится: эти зверьки будут постоянно испытывать стресс и драться друг с другом. Кроме того, обнаружив колонию европейских кроликов, люди могли переловить всех особей из нее для содержания в неволе, а вот флоридских кроликов пришлось бы долго ловить по одному.
Исследователи также отмечают, что против приручения американских кроликов и зайцев могло сыграть их высокое видовое разнообразие. В Теотиуакане были обнаружены кости шести различных видов этих животных — а значит, местные жители, вместо того чтобы сосредоточиться на управлении популяциями и одомашнивании одного вида, как это было в Европе, имели дело сразу с несколькими. Если учесть, что разные виды зайцеобразных требуют разных условий содержания, такой подход нельзя назвать хорошим стартом для одомашнивания.
По материалам N +1
Фото: Depositphotos
Читайте также:
Чем отличаются кролики от зайцев? Если коротко, то всем
Почему не бывает кроликов размером с лошадь?
Приручение кроликов пагубно отразилось на размерах их мозга