• Наука
    Среда, 22 мая 2019

Динозавры могли ходить как на четырех, так и двух лапах

Палеонтологи обнаружили динозавров-зауропод, которые, взрослея и набирая вес, изменяли манеру передвижения и с четырех лап поднимались на две.

Растительноядные великаны — диплодоки, брахиозавры и другие зауроподы — были слишком велики и могли опираться лишь на все четыре мощные лапы. Однако их более ранние и не столь крупные родственники в течение жизни резко меняли походку, поднимаясь с четырех лап на две. Такой удивительный переход обнаружили палеонтологи из британского Королевского ветеринарного колледжа.

Жившие более 200 миллионов лет назад мусзавры долгое время были известны лишь по останкам детенышей, исключительно крошечных — не больше мыши. Однако не так давно были обнаружены и взрослые экземпляры, которые достигали уже нескольких метров в длину. В отличие от детенышей, они передвигались на двух лапах, на что указывает уменьшение относительных размеров передних конечностей. Этот переход подтвердился и в работе британских палеонтологов, которые провели компьютерное моделирование анатомии M. patagonicus и показали, как по мере увеличения и изменений анатомии мусзавра центр масс его тела смещался ближе к хвосту, облегчая подъем для опоры на две задние лапы.

{{name}}

Фото: Otero et al

Официальное название: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Столица – Лондон

Крупнейшие города: Лондон, Бирмингем, Лидс, Глазго, Белфаст, Манчестер, Эдинбург

Форма правления – Парламентская монархия

Официальный язык – английский

Религия – христианство

Валюта – фунт стерлингов

Граничит с Ирландией

Для этого ученые использовали компьютерную томографию и получили 3D-модели окаменелостей шести M. patagonicus разного возраста — от 60-граммовых новорожденных ящеров до полуторатонных взрослых особей. С помощью специальных алгоритмов к этому «скелету» были добавлены мягкие ткани, затем для разных стадий жизни динозавра авторы рассчитали массу и расположение центра тяжести.

Работа показала, что на ранних этапах он находился в передней части тела, заставляя опираться и на пару передних лап. Однако с возрастом центр масс смещался ближе к хвосту, все более снижая нагрузку на них и позволяя подниматься, переходя к ходьбе на двух задних лапах. Ученые предполагают, что это позволяло ящерам дотягиваться до более высокой растительности, но со временем, когда на сцену вышли зауроподы-гиганты, эта адаптация оказалась не столь удачной в сравнении с их величиной и длинными шеями.

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», гигантские динозавры ходили на каблуках.