• Галактический ветер, управляющий рождением звезд, обнаружили в глубинах космоса.Вокруг Света. Украина
    Фото: NSF, D. Berry
    Пятница, 7 сентября 2018

Галактический ветер, управляющий рождением звезд, обнаружили в глубинах космоса

Это потоки звездного газа, несущиеся со скоростью около 800 км/ с.

Сильные ветры, «дующие» с начала Вселенной, были обнаружены учеными впервые — на расстоянии 12 миллиардов световых лет от Земли. Эти потоки звездного газа, несущиеся со скоростью примерно 800 км/ с, по мнению Джастина Спилкера, астрофизика из Техасского университета, управляют формирование звезд и галактик, частью которых они являются.

Древнейшие ветры, которые берут начало во Вселенной возрастом один миллиард лет, то есть практически сразу после Большого взрыва, ученые смогли обнаружить с помощью обсерватории ALMA в Чили.

Фото: ALMA/J. Spilker

В галактиках, подобных нашему Млечному Пути, звезды рождаются медленно — приблизительно по одной в год. Однако за то же время в галактиках активного звездообразования могут появиться тысячи ярких светил. Они быстро исчерпывают «запасы звездного топлива», поэтому жизнь их относительно коротка.

Столь ранней смерти галактика может избежать, если вначале исторгнет большое количество звездного газа (галактического ветра) и замедлит образование светил. Изучение таких звездно-метеорологических явлений в соседних галактиках доступно астрономам, использующим рентгеновские и радиометоды.

Однако обнаружить ветер в дальних пределах вселенной очень трудно. С помощью телескопа ALMA ученые смогли рассмотреть в отдаленной галактике SPT2319-55 большие количества холодного газа, текущего за ее пределы там, где формируются новые звезды.

Поскольку газ изгоняется за пределы галактик, он либо рассеивается в космическом пространстве, либо проливается дождем обратно в родные пенаты, формируя обратную связь. Причина появления галактических ветров, как считают ученые — излучение супермассивных черных дыр.

По материалам Independent