• Комета Борисова - самая древняя известная комета.Вокруг Света. Украина
    Фото: ESO
    Четверг, 1 апреля 2021

Комета Борисова - самая древняя известная комета

Новое исследование ученых проливает свет на далекую звездную систему, в которой сформировалось блуждающее тело, известное теперь как 2I/Борисова.

Кометы являются очень ценными объектами для астрономов, стремящихся понять раннюю историю Солнечной системы. С их помощью ученые получают возможность проанализировать древний материал, из которого сформировалось все в нашем космическом уголке. Но то, что они относительно хорошо сохранились, не означает, что они сохранились идеально. На протяжении огромных отрезков времени звездный ветер и радиация оказывают влияние на странствующие кометы, которые проходят вблизи звезды, вызывая изменения в их внешних слоях.

10 августа 2019 года астроном Геннадий Борисов обнаружил ранее неизвестное блуждающее тело, похожее на комету. При дальнейшем анализе оказалось, что оно возникло за пределами Солнечной системы. Межзвездная природа кометы была впоследствии подтверждена и Международным астрономическим союзом (МАС), который присвоил ей название 2I/Борисова.

Неожиданный посетитель — второе после Оумуамуа космическое тело, прилетевшее в Солнечную систему из межзвездной среды. Это сделало его соблазнительной мишенью для астрономов, которые увидели в комете невероятно редкую возможность получить представление о первобытном облаке пыли и газа, из которого она была создана.

Согласно новому исследованию, этот скитающийся фрагмент космического обломка может представлять собой самую древнюю из когда-либо обнаруженных комет. Авторы нового исследования наблюдали 2I/Борисова с помощью поляриметрического метода, используя инструмент FORS2, расположенный на Очень большом телескопе ESO в Чили.

Фото: ESO

Поляриметрия позволила астрономам измерить поляризацию солнечного света, проходящего через пыльную кому (облако из пыли и газа, окружающее ядро кометы) межзвездного посетителя.  Так специалисты обнаружили, что 2I/Борисова фотометрически отличается от подавляющего большинства комет солнечной системы и может похвастаться более высоким уровнем поляризации света по сравнению с его земными аналогами.

Единственный объект с подобными поляриметрическими свойствами — знаменитая комета C/1995 O1 (Хейла-Боппа). В 1997 году Хейла-Боппа пролетела рядом с Солнцем и на какое-то время стала захватывающим зрелищем в ночном небе. Астрономы считают, что комета прошла мимо Солнца только один раз за всю свою долгую историю до 1997 года.

Однако, в отличие от кометы Хейла-Боппа, поляризованный свет от комы кометы Борисова однороден, что позволяет предположить, что это более чистый объект, который, возможно, никогда не приближался к Солнцу или какой-либо другой звезде. Ученые считают, что 2I/Борисова представляет собой первую действительно нетронутую комету, образовавшуюся из первобытного облака, подобного тому, из которого сформировалась наша Солнечная система.

Отдельное исследование, опубликованное в журнале Nature Astronomy, обнаружило дополнительные доказательства того, что родная звездная система 2I/Борисова похожа на нашу.  В этой второй статье основное внимание уделяется уровням окиси углерода и частицам воды, присутствующих в коме кометы, и тому, как количество этих частиц менялось по мере ее приближения к Солнцу.

Согласно исследованию, эти характеристики предполагают, что 2I/Борисова образовался из веществ, которые были созданы в разных частях далекой звездной системы. Они впоследствии смешались из-за гравитационного воздействия больших планет, и из этой комбинации знакомых, но чужеродных материалов сформировалась 2I /Борисова.

Это перекликается с событиями, которые, по мнению ученых, произошли и в нашей Солнечной системе, где огромные планеты вызвали аналогичный процесс смешивания.

«Вокруг Света. Украина» предлагает узнать и другие интересные факты о космосе. Ведь  читать что-то новое о Вселенной всегда интересно.

По материалам «Фокус»