• Миллиард лет за 40 секунд.Вокруг Света. Украина
    Фото: Earth-Science Reviews
    Среда, 10 февраля 2021

Миллиард лет за 40 секунд

Компьютерная модель позволяет увидеть, как происходило движение тектонических плит.

Тектонические плиты, покрывающие Землю, как кусочки паззла, движутся со скоростью роста наших ногтей. Но, если речь идет о миллиарде лет, этого достаточно, чтобы проделать путь по всей планете – так, как это показано в новом видео.

Это видео создано на основе одной из наиболее полных моделей движения тектонических плит, когда-либо созданных учеными. В 40-секундном видеоклипе можно увидеть, как эти гигантские каменные плиты сталкивались и перемещались с течением времени.

Полное исследование, на основе которого было создано видео, опубликовано в журнале Earth-Science Reviews .

По мере своего движения плиты влияют на климат, приливы, миграцию животных и их эволюцию, вулканическую активность, возникновение месторождений металлов и многое другое. Они больше, чем просто оболочка планеты —  это система жизнеобеспечения, которая влияет на все, что живет на ее поверхности.

В человеческом масштабе времени все движется со скоростью нескольких сантиметров в год, но, как мы видим из анимации, континенты путешествовали по всей планете. К примеру, Антарктида, холодная, сегодня, когда-то располагалась на экваторе.

Понимание закономерностей этих движений имеет решающее значение для прогнозов о том, насколько обитаемой будет наша планета в будущем, и где нам следует искать полезные ископаемые.

Картина движения плит восстанавливается на основе изучения магнетизма пород, который предоставляет данные об их историческом положении по отношению к оси вращения Земли и типов материала, находящегося в различных точках Земли. Но чем дальше ученые уходят в прошлое, тем труднее становится оценить, как двигались плиты. В  частности, подробное картографирование эпох от неопротерозоя до кембрия (от 1000 до 520 миллионов лет назад), было выполнено впервые.

Остаются, правда, вопросы о том, как эти плиты впервые сформировались и когда это произошло. Ученые также признают, что их работе не хватает некоторых мелких деталей. Но даже с учетом отсутствия части плит новая модель станет хорошей основой для изучения тектонических движений и их воздействия на все, что есть на нашей планете.

По оценкам ученых, Атлантический океан с каждым годом увеличивается, а Тихий уменьшается.