• Ученые выяснили секрет сохранности 2600-летнего мозга из Хеслингтона.Вокруг Света. Украина
    Фото: Dr Axel Petzold
    Среда, 8 января 2020

Ученые выяснили секрет сохранности 2600-летнего мозга из Хеслингтона

Тысячи лет назад, возле нынешней британской деревни Хеслингтон, начало разлагаться тело человека. В конце концов от него остались кости и — как это ни странно — маленький кусочек мозга. После нескольких месяцев терпеливого исследования белков нервных тканей международная команда исследователей наконец-то нашла подсказки, объясняющие этот удивительный случай.

Один из старейших образцов нервной ткани, когда-либо обнаруженных в Великобритании, был найден в 2008 году. С тех пор у исследователей появилась непростая задача: понять, каким образом он смог так хорошо сохраняться на протяжении тысячелетий.

После смерти ткани мозга начинают быстро разлагаться. Поэтому, когда археологи заглянули внутрь покрытого грязью 2600-летнего черепа, они были совершенно шокированы, увидев засохшие остатки того, что выглядело как кусок человеческого мозга.

Кому принадлежал мозг?

Согласно углеродному датированию, мужчина средних лет сделал последний вздох где-то между 673 и 482 г. до н.э., скорее всего, в результате перелома позвоночника — такого, который можно получить после повешения.

Кем был этот мужчина или почему он умер, вероятно, никогда не будет известно. Через некоторое время после его предполагаемой казни отрубленную голову жертвы бросили в яму, где она была заключена в мелкозернистые отложения.

Мягкие ткани часто можно сохранить, если они высушены, заморожены или находятся в анаэробной, кислой среде. Что особенно странно в случае с черепом из Хеслингтона, так это отсутствие любой другой сохранившейся части тела, включая волосы.

Чтобы выяснить, что делает сохранившийся мозг таким особенным, исследователи более внимательно изучили природу его белков.

Почему сохранился мозг?

В отличие от большинства органов, мозг нуждается в хорошей поддержке на клеточном уровне, чтобы функционировать, поддерживая связи внутри сложного переплетения нейронов и их длинных тел. При некоторых обстоятельствах они могут сохранять целостность еще долго после того, как клетки превращаются в «молекулярный пепел».

В случае с мозгом из Хеслингтона анализ выявил непропорциональное количество нейронных структур. Не было никаких признаков консервирующих веществ — танинов, часто наблюдаемых в болотных находках.

Ученые предполагают, что на мозг подействовало неизвестное соединение, которое распространилось из внешней части мозга в более глубокие структуры. В самом мозгу не было ничего особенного. Скорее всего, что-то в окружающей среде могло препятствовать химическим процессам, которые обычно разрушают белковые нити.

Как сообщал «Вокруг света Украина», в штате Нью-Йорк найдены окаменелости древнейших деревьев. Окаменелым остаткам деревьев, которые были обнаружены у подножья горного хребта Катскилл, – 386 миллионов лет.