• Японская миссия на Фобос – почему это важно.Вокруг Света. Украина
    Фобос1
    Среда, 10 февраля 2021

Японская миссия на Фобос – почему это важно

Марсианский спутник может рассказать нам о том, каким был Марс в прошлом.

У Марса есть два маленьких спутника, оба неправильной, астероидной, а не планетной, формы: Фобос и Деймос. Обнаруженные в 1877 году они были названы в честь сыновей Ареса из греческой мифологии. Марс же назван в честь римского бога войны, в греческом пантеоне того же Ареса. Фобос означает «ужас», а Деймос – «страх».

Когда-то у Марса была землеподобная атмосфера, которая позволяла жидкой воде существовать на поверхности планеты. Сегодня марсианская атмосфера невероятно тонкая — всего 1% плотности атмосферы Земли. Орбитальный аппарат NASA под названием MAVEN (Mars Atmosphere и Volatile EvolutioN), кружил над Марсом более шести лет, собирая данные о планете, чтобы помочь ученым понять, как Марс потерял свою атмосферу и почему изменился его климат.

Группа исследователей из Лаборатории космических наук Калифорнийского университета в Беркли обобщила данные MAVEN, сделав ряд выводов о состоянии поверхности Фобоса и его связи с марсианскими атмосферными процессами. Исследование опубликовано в журнале Nature Geoscience.

Фобос – очень близкий спутник, он вращается вокруг Марса на расстоянии, примерно, в 60 раз меньшем, чем Луна вокруг Земли. И хотя ученые не знают, как Марс со временем терял свою атмосферу, они точно знают, что, когда та улетала в космос, Фобос стоял на этом пути, и что его поверхность наверняка испытывала влияние марсианских атмосферных ионов.

Часть этих ионов азота, аргона, углерода и кислорода, уходя с Марса, который терял свою атмосферу в течение миллиардов лет, врезались в Фобос. Фобос приливно заблокирован с Марсом, то есть, к Марсу всегда обращена одна и та же его сторона. Это означает, что поток ионов с Марса обрушивался только на одну сторону Фобоса. Там накапливались частицы, покидающие марсианскую атмосферу, что, по сути, является летописью ее эволюции. А это означает, что изучение химического состава поверхности Фобоса позволит получить информацию о том, как развивалась атмосфера Марса.

Миссия на Фобос

Японское агентство аэрокосмических исследований отправляет на Фобос в 2024 году миссию под названием «Зонд исследования марсианских лун». Зонд соберет образцы с поверхности Фобоса и вернет их на Землю. Помимо данных об эволюции марсианской атмосферы это позволит сделать и некоторые выводы о происхождении самих спутников Марса.

Для сбора проб с поверхность Фобоса на него будет высажен вездеход, который проработает там около 100 дней, делая снимки и собирая образцы для дальнейшей отправки на Землю.

Заново обработанные данные межпланетной станции Mars Global Surveyor (1997-2006) дали новые аргументы в пользу теории о том что Фобос — обломок Марса.