Посреди бескрайней степи — высокая могила с каменной статуей наверху, рядом с которой несет стражу запорожский казак. Наверное, у многих в воображении возник бы такой образ как ответ на вопрос, как они представляют архетипичную Украину. Но не все знают, что в такой картине спрятаны следы разных народов, населявших когда-то территорию нашей страны, а теперь бесследно растворившихся в течении истории. Те же скифские бабы, как в народе называют каменные стелы, — это реликты времени, когда хозяевами в степях были кочевые племена с востока.
На фото: каменная баба на Алтае
Ученые до сих пор спорят о назначении этих памятников, которые находят, кроме Украины, в Средней Азии, Монголии, в Сибири и на Алтае.
Когда появились скифские бабы?
Термин «скифская баба» неправильный, неточный, ведь он касается только периода скифского присутствия на территории нынешней Украины. А каменные стелы на нашей территории устанавливали представители разных культур, начиная еще со времен энеолита. Самой известной находкой того периода является так называемый Керносовский идол. Каменную статую, которую датируют концом третьего-началом второго тысячелетия до нашей эры, в 1973 году случайно обнаружили на месте разрушенного кургана возле села Керносовка Днепропетровской области, когда бульдозером рыли силосную яму. Сейчас статуя хранится в историческом музее Днепра.
На ней четко изображены мужские черты, пояс, которому уделяли большое внимание индоевропейские народы, оружие. Все эти моменты позже можно встретить в статуях уже других народов, пришедших сюда с востока спустя много лет. Именно центральноазиатские истоки традиции создания таких стел называли украинские историки, в частности Ярослав Дашкевич, Николай Жарких. Хотя если посмотреть на стелы киммерийцев, кочевавших в Северном Причерноморье в IX-VII веках до нашей эры, то не специалистам иногда сложно будет отличить их от обычных каменных глыб. Очертания человеческой фигуры не сразу угадываются, и только высеченное оружие и те же пояса свидетельствуют: их авторы хотели показать воинов.
А вот скифы, пришедшие на смену киммерийцам, свои стелы делали более тщательно. У высоких и суровых усатых воинов есть не только оружие, но и шейные украшения, рог в руке. Древние мастера не поленились даже изобразить на своих скульптурах… половые органы. Почему же существует выражение «скифские бабы», если скифы изображали именно мужчин? Их путают со значительно более поздними половецкими каменными стелами. Наряду с воинами-мужчинами половцы ваяли и женщин.
Блюстители вечного покоя
Какие же функции на протяжении веков выполняли эти каменные статуи, иногда напоминающие людей, а порой и не имеющие антропоморфных черт? Исследователи не могут назвать точного предназначения каменных баб, но все сходятся во мнении, что они играли важную культовую роль у кочевников и связаны с темой смерти. Один из вариантов – их устанавливали в честь умерших предков. А может быть, это были стражи, защищавшие могилы от расхищения. Обычно их размещали на местах захоронений.
На фото: каменные бабы на острове Хортица.
Там казаки много лет спустя любили устраивать наблюдательные пункты. В условиях степи скифские бабы часто служили ориентиром для путешественников, а иногда их просто выкапывали и устанавливали у дорог.
Об этих «болванах» или «мамаях», как еще в народе называли стелы, существует немало народных легенд. Часть из них на рубеже XIX-XX веков записал известный историк Дмитрий Яворницкий. Преимущественно это рассказы о народе, который по определенным причинам в прошлом окаменел. Именно Яворницкий собрал одну из самых больших коллекций этих скульптур, часто спасая их от исчезновения при создании водохранилищ на Днепре.
Фото: Юлія Піщанська
На фото: каменные бабы во дворе музея им. Яворницкого, автор фото — директор музея Юлия Песчанская
Сейчас коллекция в Днепропетровском национальном историческом музее имени Яворницкого самая большая в мире – 80 фигур! Некоторые датируются IV в. до нашей эры.
А вот о принадлежности этих статуй к погребальному обряду писал еще в XIII веке путешественник Виллем Рубрук. В своей работе «Путешествие в восточные края» он так описывает традиции половцев, которых он называет команами: «Команы насыпают большой холм над умершим и устанавливают статую, повернутую лицом к востоку и с чашей в руках перед собой».
Каменные идолы славян
Примечательно, что создание таких каменных стел приписывают и славянам. Известного Збруцкого идола, хранящегося в Кракове, ученые датируют IX-X веками. На нем изображен уже не один человек, а представители разных миров — с четырех сторон скульптуры. Однако существует и версия, что эта стела, копию которой в натуральную величину можно увидеть в Киеве, создана только в XIX веке. В 2011 году такое мнение высказали сотрудники Института археологии НАН Украины Алексей Комар и Наталья Хамайко.
Расположение скифских баб
Где расположены скифские бабы? В Украине насчитывают несколько сотен каменных стел разных периодов. Из них почти три сотни – это половецкие скульптуры. Большинство их можно увидеть в Днепровском историческом музее, Луганске, Одессе, Харькове.
На фото: каменные бабы в Харькове
Половецких и скифских баб можно увидеть и у стен Национального исторического музея в Киеве. Часто новые стелы находят в самых неожиданных местах, иногда они выполняют роль ограды или просто лежат как мусор в хозяйствах людей — которые и не подозревают о ценности, казалось бы, обычного куска камня. Но на самом деле этот камень столько увидел за время своего существования!
Читайте также:
Уикенд на острове Хортица: казаки близко, скифы далеко
В захоронении скифа на Хортице нашли тайник
Антропологи восстановили лица скифского царя и его жены