• Фестивальная пора.Вокруг Света. Украина
    фото автора
    Приготовления к празднованию дней Кали в бенгальской общине в Дели
    Блоги

    Фестивальная пора

    Индийский календарь перстрит красными датами, но наибольшее их количество приходится на конец сентября – начало ноября.

    Индуисты пользуются лунным календарем, поэтому даты религиозных праздников подвижны и приходятся на определенный порядковый день соответствующего месяца по лунному календарю. Остановимся на двух крупных осенних праздниках: Наваратри и Дивали. Наваратри выпадает на конец сентября – начало октября, а Дивали – конец октября – начало ноября. В этом году Наваратри отмечался с 1 по 10 октября, а Дивали – 30 октября. Празднования Дивали длятся 5 дней, и собственно Дивали начинается на 3й день.

    Небольшое пояснение. Индуизм очень разнообразен, поэтому те или иные праздники и верования отличаются друг от друга в зависимости от конкретной традиции и региона, причем эти различия бывают весьма существенными. Одни и те же вещи могут объясняться разными словами, и в то же время одни и те же слова могут иметь разный смысл в разных традициях. Остановлюсь на самых распространенных объяснениях.

    Наваратри отмечается 9 ночей и 10 дней (само название означает «9 ночей»). Праздник, условно говоря, – «женский», поскольку посвящен женским божествам. В индуизме есть концепция Тримурти, которая включает трех из наиболее почитаемых богов – Брахму, Вишну и Шиву. У каждого из них есть богиня-супруга – Сарасвати, Лакшми и Парвати соответственно (их обобщенно называют Тридеви, «деви», что переводится с санскрита как «богиня»). В ряде традиций все три богини считаются разными проявлениями единой Богини-матери.

    Первые три дня Наваратри посвящены богине Кали – гневной форме богини Парвати, супруги Шивы. Парвати примечательна тем, что, несмотря на мирный вид, у нее есть несколько гневных форм, самые популярные из которых Кали и Дурга. Кали традиционно изображают с окровавленными руками (которых обычно 4) и языком. Различные колюще-режущие предметы, которые можно увидеть на разных изображениях Кали, служат для отсечения привязанностей и негативных связей с прошлым. Ожерелье из отрезанных голов (или черепов) символизирует, в частности, ложное эго и привязанность к нему. По другим версиям – это головы побежденных демонов, символизирующие различные негативные качества. Кали изображается танцующей на теле своего супруга Шивы. Наиболее почитаема она на востоке Индии, в частности в штате Западная Бенгалия. Столица штата и третий крупнейший индийский город Калькутта даже назван в ее честь.   

    фото автора

    Приготовления к празднованию дней Кали в бенгальской общине в Дели

    фото автора

    фото автора

    Кали

    фото автора

    В последующие три дня Наврати индуисты поклоняются богине процветания Лакшми, жене Вишну. В руках она обычно держит свои основные атрибуты – цветки лотоса и золотые монеты. Индусы верят, что после трех первых дней поклонения Кали, получив очищение, они готовы принять богатства и добродетели от Лакшми. Оставшиеся три дня посвящены покровительнице искусств и знаний Сарасвати, супруге Брахмы. Она открывает творческий потенциал и покровительствует в учебе и науках. Изображения Сарасвати украшают многие учебные заведения Индии.  

    В последний, десятый день поклоняются грозной богине Дурге, одной из форм Парвати. Сам день называется Дуссегра или Виджаядашами (виджая – «победа», дашами – «десятый день») и имеет несколько смыслов. Согласно одному мифу, Дурга сражалась с могущественным демоном Махишасурой девять дней и девять ночей, пока не одолела его на десятый день. Следует заметить, что согласно индуизму демоны обретают свое могущество благодаря суровому аскетизму и поклонению богам. Считается, что боги просто не в состоянии отказать своим почитателям в просимом, несмотря даже на то, что божественные дары могут быть использованы во вред. Именно аскеза и поклонение тому или иному богу часто рассматриваются индусами в качестве пути к получению желаемого – в индийских мифах много подобных историй. Вместе с тем, боги предусматривают возможность победы над демонами и потерю ими силы, правда для этого им приходится усердно трудиться – и физически, и умственно.

    фото автора

    Приготовления к Дуссегре. Несмотря на вегетарианские угощения, богиням Кали и Дурге проносились и продолжают приноситься и кровавые жертвы

    фото автора

    Миф повествует о том, что демон Махишасура путем аскез получил от Брахмы защиту: его не мог убить никто мужского пола – ни человек, ни бог. Вследствие огромных бед, которые причинил Махишасура, боги призвали Дургу на борьбу с демоном. Они одарили ее различными предметами, которые помогли ей победить. Эти предметы можно видеть в руках у Дурги, которых у нее чаще всего восемь или десять. Традиционно Дурга одета в красное и восседает на льве. Ее победа символизирует победу добра над злом. Почитая Дургу, верующие надеются победить все то негативное, что накопилось за последний год. В целом, праздник Наваратри считается самым лучшим временем в году для начала чего-то нового и хорошего, будь то учеба, работа или личностные изменения. Следует добавить, что Наваратри празднуется так же и весной, однако осеннее празднование более яркое и значимое.

    фото автора

    фото автора

    Дуссегра так же отмечается и как победа бога-царевича Рамы над демоническим правителем Ланки Раваной, с которым он, подобно Дурге, долго и упорно сражался. В этот день в Индии можно так же видеть горящие куклы высотой в несколько метров, которые символизируют побежденного Равана. Рамаяна, повествующая о жизни Рамы, является для индуистов священным текстом.

    фото автора

    Уголок, посвященный победе Рамы над Раваном на Наваратри

    фото автора

    Подобно Наваратри, Дивали является праздником обновления и символом победы добра над злом. Еще его называют праздником огней, поскольку огни – лампочки, свечи, лампады, фонарики, фейерверки – важнейший его атрибут. В темное время суток светится фактически все: будь то дома, изображения божеств или транспорт. Украшают так же и домашних животных – чаще всего вешают бусы, вяжут платки или разрисовывают красками. Дивали зачастую считается индуистским новым годом.

    фото автора

    Дома накануне Дивали

    фото автора

    фото автора

    Соседняя улица в разгар празднований

    фото автора

    фото автора

    Петарды на Дивали

    фото автора

    То, насколько ярким праздником является Дивали и как всенародно он празднуется, можно судить по фотографиям из космоса – в праздничную ночь темными пятнышками на карте Индии остаются разве что территории пустынь и недоступные места в Гималаях. Не только в крупных городах, но и в селах в воздух взлетают фейерверки и петарды. Множество огней освещают храмы и в эти дни верующие особо активно жертвуют. Индийцы верят, что они таким образом прогоняют демонов и все злое и негативное.

    фото автора

    Огонь Дивали

    фото автора

    фото автора

    Кришнаитский храм в Дели на Дивали

    фото автора

    Хоть праздник изначально индуистский, отмечают его представители всех религий, включая христиан и мусульман. Люди активно приглашают к себе гостей и дарят подарки. На Дивали гости особо желанны, и оказаться у кого-то за праздничным столом (даже у незнакомых людей!) в это время проще простого. Индусы празднуют на Дивали сразу несколько событий. Как и Дуссегра, он связан со священной Рамаяной. Если Дуссегра – это победа Рамы над демоном Раваном и освобождение им своей супруги Ситы, которую он украл, то Дивали – возвращение царевича Рамы, его брата Лакшмана и Ситы домой после 14 лет скитаний. Также Дивали – это победа Кришны над демонами и явление богини Лакшми. Ей посвящено отдельное богослужение, ведь на Дивали богиня Лакшми дарует свои благословения тем, кто ее об этом просит. Дивали весьма почитается так же буддистами, джайнами и сикхами. В этот день они отмечают знаменательные события своих религий. Как и все прочие праздники, подавляющее большинство индийцев отмечают Дивали без алкоголя и мясных блюд.

     

    фото автора

    фото автора

    фото автора

    Делийская улица на Дивали

    фото автора

    Евгений Подлесный с 2011 года работает и путешествует по Азии. 

    Особо трепетно относится к Индии.

    Читайте также:

    Блоги Евгения «Люди в тюрбанах»«Крепкие узы индийских браков» и «Индийские поезда как они есть».

    Загрузить еще