• Астероид, убивший динозавров, породил тропические леса Амазонки.Вокруг Света. Украина
    Фото: Science Photo Library
    Воскресенье, 4 апреля 2021

Астероид, убивший динозавров, породил тропические леса Амазонки

До того, как астероид упал на полуостров Юкатан на территории современной Мексики, тропические леса Южной Америки состояли из совершенно других видов растений.

Специалисты Смитсоновского института тропических исследований в Панаме проанализировали десятки тысяч образцов окаменелой пыльцы и листьев, найденных в северной части Южной Америки, которые относились к периоду мела, непосредственно перед столкновением с астероидом, и к эпохе палеоцена сразу после столкновения. Результаты анализа опубликованы в журнале Science

Было обнаружено, что разнообразие растений после удара уменьшилось на 45%, а на его восстановление потребовалось 6 миллионов лет. Укусы насекомых на окаменелых листьях показали, что разнообразие насекомых также резко сократилось.

После катастрофы тропические леса Южной Америки изменились и по составу. Большинство голосеменных растений и папоротников исчезли, а их место заняли цветковые растения, называемые покрытосеменными.

Исследователи предполагают, что астероид мог вызвать это изменение по нескольким причинам. Во-первых, удар, вероятно, убил большинство крупных травоядных динозавров, которые топтали и съедали нижние уровни леса.

Кроме того, пепел, выпавший с неба после удара, мог служить удобрением, создавая богатую питательными веществами почву, которая благоприятствовала быстрорастущим покрытосеменным растениям по сравнению с другими растениями. Покрытосеменные также были более экологически разнообразными до столкновения, что облегчило восстановление некоторых из них впоследствии.

Лес, который у нас есть сегодня, этот невероятно разнообразный, структурно сложный лес, — прямое следствие события, происшедшего 66 миллионов лет назад.

Но прямо сейчас мы переживаем массовое вымирание, вызванное людьми, сравнимое по последствиям с падением астероида. Понимание того, как события 66-миллионолетней давности повлияли на леса, может помочь нам понять, как изменится биоразнообразие в связи с деятельностью человека и сколько времени может потребоваться для его восстановления.

Пыль из кратера Чиксулуб подтвердила, что динозавров уничтожил астероид.

По материалам New Scientist