• Астрономы поймали регулярно повторяющийся радиосигнал из космоса.Вокруг Света. Украина
    Фото: Rogelio Bernal Andreo/ DeepSkyColors.com
    Среда, 10 июня 2020

Астрономы поймали регулярно повторяющийся радиосигнал из космоса

Уже второй раз за 10 лет. Тот факт, что эти радиовсплески регулярно повторяются, может поставить под сомнение существующие теории об их природе.

Быстрые радиовсплески (FRB) — это радиосигналы, которые длятся всего несколько миллисекунд. Что их вызывает, неизвестно, потому что понять, откуда они исходят, очень трудно. Радиовсплески впервые обнаружили десятилетия назад, но обычно их замечают в данных долгое время спустя после самого события.

Ученые выявили десятки FRB. Считалось, что они могут быть вызваны каким-то катастрофическим событием, например, коллапсом нейтронной звезды в черную дыру.

Тем не менее, в 2016 году загадка углубилась: исследователи обнаружили повторяющийся FRB. Это открытие, известное как FRB 121102, означало, что по крайней мере в этом случае одноразовым событием нельзя объяснить происхождение радиовсплеска.

В этом году астрономам впервые удалось зафиксировать регулярно повторяющийся радиосигнал из дальнего космоса. FRB 180916.J0158+65 — один из немногих радиовсплеков, который ученые смогли отследить вплоть до галактики, из которой он происходит. Каждые 16.35 дней сигнал FRB 180916.J0158+65 следует одной и той же схеме. В течение четырех дней он производит один или два взрыва каждый час. Затем он замолкает на 12 дней. Затем цикл повторяется. Международная команда астрономов наблюдала этот цикл 409 дней с помощью телескопа CHIME, расположенного в Канаде.

Еще один регулярный радиовсплеск

Теперь же оказалось, что обнаруженный в 2016 году FRB 121102 тоже повторяется с определенной периодичностью.

FRB 121102 производит многократные всплески в течение 90-дневного периода, а затем наступает период затишья длительностью около 67 дней. Затем весь 157-дневный цикл повторяется снова. Если наблюдения верны, FRB 121102 должен был войти в новый цикл активности 2 июня.

Тот факт, что радиовсплески регулярно повторяются, может поставить под сомнение существующие теории об их природе. В частности, гипотезу о том, что FRB могут быть вызваны коллапсом нейтронной звезды.

Возможно даже, что FRB кажутся такими непредсказуемыми только потому, что наши возможности в изучении этого феномена пока ограничены.

Исследование было опубликовано в журнале «Monthly Notices of the Royal Astronomical Society».

Как сообщал «Вокруг света Украина», сигналы мертвых планет можно обнаружить с Земли. Техника, используемая для наблюдения за мертвой планетой, основана на той же методике, которую исследователи использовали для поиска самой первой подтвержденной экзопланеты.