• Два ранее неизвестных типа клеток мозга обнаружены в исследовании на мышах.Вокруг Света. Украина
    Фото: Базельский университет
    Суббота, 19 июня 2021

Два ранее неизвестных типа клеток мозга обнаружены в исследовании на мышах

Несмотря на то, что мозг млекопитающих подробно изучен, там еще возможны новые открытия. Ученые обнаружили в мозге мышей два новых типа глии - поддерживающих клеток.

Глиальные клетки  обычно считаются опорой в головном и спинном мозге, обеспечивая достаточную жесткость его структуры и защиту нейронам, несущим электрические импульсы. Но новые типы глии выглядят так, как будто они могут влиять на то, как мозг адаптируется и восстанавливается, даже во взрослом возрасте.

В ходе исследования, проведенного учеными из Базельского университета в Швейцарии и опубликованного в журнале Science, была изучена область мозга на вершине желудочка, заполненного жидкостью. Эта область известна как  желудочково-субвентрикулярная зона и встречается у всех позвоночных, включая человека.

Исследователи изучали мультипотентные нейральные стволовые клетки  у взрослых мышей — эти клетки могут превращаться в различные типы тканей мозга — и обнаружили «активационный переключатель», который привел к тому, что спящие стволовые клетки в этой зоне превратились в глиальные клетки, включая два новых типа.

Таким образом, этот резервуар спящих стволовых клеток не только способен производить нейроны, но и является местом рождения различных типов глиальных клеток.

В случаях демиелинизации или повреждения нейронов команда обнаружила, что оба новых типа глиальных клеток также были активированы. Хотя детали еще не ясны, открытие предполагает, что эти клетки играют определенную роль в восстановлении мозга, что может быть проанализировано в будущих исследовательских проектах.

Более того, один тип глиальных клеток был обнаружен на стенке желудочка головного мозга, а не в мозговой ткани — это неожиданное расположение намекает на то, что новая клетка способна воспринимать и обрабатывать дальнодействующие сигналы из других областей мозга, хотя опять же необходимы дополнительные исследования, чтобы узнать это наверняка.

В комментарии, написанном биологами Кэтрин Болдуин из Университета Северной Каролины и Деброй Сильвер из Университета Дьюка, подчеркивается, что новое исследование на мышах может стать важным шагом в нашем стремлении лучше понять  глиогенез – то, как стволовые клетки превращаются в глиальные, и как поздно во взрослой жизни это может продолжаться.

Подразумевается, что если мы узнаем больше о том, как работают эти новые типы клеток, мы, возможно, сможем использовать их для улучшения восстановления мозга, а значит, многие повреждения нервной системы могут оказаться поддающимися излечению.

Каждая клетка человеческого мозга обладает врожденной способностью к обработке информации и работает как миникомпьютер: ученые.