• Две красные скалы в поясе астероидов возможно пришли из-за орбиты Нептуна.Вокруг Света. Украина
    Фото: Getty Images
    Понедельник, 2 августа 2021

Две красные скалы в поясе астероидов возможно пришли из-за орбиты Нептуна

Астероиды 203 и 269 могли сформироваться в окрестностях Нептуна попасть в область главного пояса в ходе планетарной миграции.

Группа астрономов, работающая в одном из проектов японского космического агентства JAXA, обнаружила два необычных астероида в поясе астероидов между орбитами Юпитера и Марса. Астероиды, названные 203 Pompeja и 269 Justitia, напоминают транснептуновые объекты — те, которые находятся за пределами восьмой планеты в нашей Солнечной системе. Оба они красного цвета из-за смеси органических соединений на их поверхности. Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters.

По мнению ученых, астероиды сформировались в окрестностях Нептуна в начале жизни Солнечной системы, а затем попали в пояс астероидов во время фазы «планетарной миграции».

Пояс астероидов — это область пространства между орбитами Марса и Юпитера, где большинство астероидов в нашей Солнечной системе находятся на орбите Солнца.

Астрономы считают, что пояс астероидов состоит из материала, который никогда не мог сформироваться в планету, или из остатков планеты, которая распалась очень давно. Астероиды в поясе астероидов бывают разных размеров. Некоторые из них очень маленькие (менее километра в поперечнике), в то время как другие довольно большие.

Самый большой астероид называется Церера. Его размер — примерно четверть нашей Луны.

Таким образом, открытие необычных свойств 203 Pompeja и 269 Justitia предоставляет новые доказательства того, что планетезимали, сформированные на внешнем краю Солнечной системы, могут перемещаться из пояса Койпера в пояс астероидов на орбите Юпитера.

Пояс Койпера –  область, простирающаяся от орбиты Нептуна — и далее от Солнца. Там находятся остатки ранней фазы процесса образования Солнечной системы.

Согласно данным JAXA, размер 203 Pompeja составляет около 110 км в диаметре, а 269 Justitia – около 55 км. 203 Pompeja является единственным «очень красным» астероидом из примерно 250 тел диаметром более 70 миль, найденных в поясе астероидов.

Оба астероида были найдены и описаны еще в 19 веке, но их необычный красный цвет обнаружен только сейчас, с помощью видимых и ближних инфракрасных спектроскопических наблюдений с инфракрасного телескопа (IRTF) на Гавайях и астрономической обсерватории Сеульского национального университета (SAO) в Корее. Как правило, объекты во внутренней Солнечной системе отражают больше синего света, потому что на них нет сложных органических соединений, таких как углерод и метан.

Объекты во внешней части Солнечной системы, за орбитой Нептуна — краснее, потому, что содержать много соединений, которые являются красными в видимых и ближних инфракрасных длинах волн света.

Таким образом, тот факт, что оба астероида краснее, чем любое другое тело в поясе астероидов, предполагает, что они возникли во внешней части Солнечной системы. Чтобы возникли эти органические вещества, астероид изначально должен иметь много льда на поверхности. Его формирование возможно только в очень холодной среде. Затем солнечное облучение этого льда создаст сложные органические вещества. Если бы астероиды изначально были слишком близко к Солнцу, эти льды не смогли бы сформироваться.

Открытие необычных свойств 203 Pompeja и 269 Justitia поддерживает теорию, известную как модель Ниццы. Разработанная во французском городе с тем же названием, она утверждает, что, когда планеты-гиганты впервые сформировались, они были ближе к Солнцу, чем сегодня. Затем планеты взаимодействовали друг с другом, и с окружающими малыми телами, и, в конечном итоге, Нептун, Уран и Сатурн двигались наружу Солнечной системы, а Юпитер двигался внутрь.

Теоретически это могло привести два ультра-красных астероида из-за пределов Нептуна в пояс астероидов в течение нескольких миллионов лет.

Модель Ниццы также поддерживает идею о том, что существовала дополнительная планета, обычно называемая Девятой планетой, похожая на Нептун, которая была выброшена из Солнечной системы.

Шеститонный астероид, который врезался в атмосферу Земли на скорости почти 60 тысяч километров в час в июне 2018 года и распался над Национальным парком Калахари, создав огненный шар, почти такой же яркий, как солнце,  летел 22 миллиона лет.

По материалам The Daily Mail