• Кипящий Фаэтон: как рождается метеорный поток Геминиды.Вокруг Света. Украина
    Среда, 18 августа 2021

Кипящий Фаэтон: как рождается метеорный поток Геминиды

Кипение и испарение натрия приводит к отрыву с поверхности Фаэтона скальных обломков, образующих этот поток. Впервые о потоке Геминиды было сообщено в 1862 году, но только в 1983 году ученые определили, что его источником является именно Фаэтон.

Кометоподобные свойства околоземного астероида Фаэтон, который приносит с собой метеорный поток Геминиды, могут быть связаны с тем, что, по мере приближения к Солнцу, он выбрасывает натрий при нагреве. К такому выводу пришли авторы нового исследования, опубликованного в The Planetary Science Journal.

Этот астероид, имеющий в диаметре около 5,2 км, и сближавшийся с Землей в 2017 году на расстояние в 10 млн. километров, становится ярче по мере приближения к Солнцу. Такое поведение типично для кометы, но не для астероида. Возможно, его причина в том, что крайне вытянутая  524-дневная орбита Фаэтона, из-за которой он пересекает орбиты всех четырёх планет земной группы, от Меркурия до Марса, проходит в перигелии так близко к Солнцу, что его поверхность разогревается до 800-9000С. При этом, натрий, содержащийся в породах астероида, испаряется из его поверхностных слоев, создавая почти кометоподобный хвост, а затем частично теряется, а частично конденсируется на его поверхности. Одновременно с этим, натрий, содержащийся во внутренних слоях астероида, также нагревается, закипает, и вырывается в космос, прихватывая с собой каменные обломки, которые и образуют метеорный поток Геминиды.

Метеорный поток Геминиды над островом Уайт, 13 декабря 2020 года. Это составное изображение, показывающее шесть метеоров в течение пяти часов в ясную погоду.

Астероиды, такие как Фаэтон, обладают очень слабой гравитацией, поэтому не требуется большой силы, чтобы отбросить в космос обломки с его поверхности. Предложенная в статье модель объясняет, почему для этого достаточно очень небольшого количества испаряющегося натрия.

Подтверждения своей гипотезы исследователи получили, изучив метеорит Альенде из потока Геминиды, упавший в Мексике более 50 лет назад, и смоделировав эффект нагрева на Фаэтоне, с учетом его трехчасового вращения вокруг собственной оси. Объяснение поведения Фаэтона позволяет объяснить и другие случаи, когда астероиды, ведут себя подобно кометам.

Благодаря наземным телескопам и межпланетной станции OSIRIS-REx астрономы оценили опасность исходящую от 500-метрового околоземного астероида Бенну. Он оказался самым опасным для Земли объектом.

По материалам The Daily Mail