• Палеонтологи обнаружили клетки динозавра возрастом 125 миллионов лет.Вокруг Света. Украина
    Фото: phys.org
    Среда, 29 сентября 2021

Палеонтологи обнаружили клетки динозавра возрастом 125 миллионов лет

Находка, по словам палеонтологов, приближает науку к секвенированию ДНК древних ящеров.

Сохранность ядер клеток у давно вымерших организмов считается редким и исключительным явлением. Из-за хрупкости нуклеиновых кислот такие ядра быстро разрушаются после смерти животного (иногда — в течение нескольких часов). Однако такие структуры периодически находят и описывают, особенно у древних растений.

Не так давно впервые обнаружили нити хроматина в окаменелых позвоночных хрящах утконосого динозавра (Hypacrosaurus stebingeri). На этот раз ученые из Университета Линьи и Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных (Китай) выделили прекрасно сохранившиеся клетки дистального суставного хряща у динозавра, обитавшего на северо-востоке Китая 125 миллионов лет назад, — Caudipteryx. Это было животное размером с павлина с длинными перьями на хвосте (на снимке вверху — реконструкция).

Кусок хряща извлекли из правой бедренной кости. Палеонтологи сначала декальцинировали его, а затем использовали различные химические методы для анализа. Выяснилось, что клетки были минерализованы путем окварцевания после смерти динозавра. Это, вероятно, и помогло им сохраниться столь хорошо. Исследователи также обнаружили, что одни клетки животного выглядели здоровыми и после смерти, другие же, больные и пористые, начали процесс окаменения еще в процессе умирания существа.

Среди прочего авторы использовали химическое вещество — гематоксилин, природный краситель, получаемым из эфирного экстракта кампешевого дерева. С его помощью палеонтологам удалось окрасить ядра некоторых клеток динозавра в фиолетовый цвет. Сохранность находки оказалась столь уникальной, что специалисты смогли рассмотреть и некоторые оригинальные биомолекулы в клетках, и нити хроматина.

Фото: phys.org

Считается, что молекулы ДНК такого возраста просто не могут сохраниться. Исследование китайских палеонтологов дает надежду, что это не так или не совсем так, поскольку клетки Caudipteryx не полностью окаменели и все еще содержат остатки органических молекул. Дело за «малым» — выяснить, сохранили ли они какую-то биологическую информацию и остатки ДНК.