• Таракан из бирманского янтаря бодрствовал в светлое время суток.Вокруг Света. Украина
    Фото: Hokkaido University
    Среда, 26 января 2022

Таракан из бирманского янтаря бодрствовал в светлое время суток

Японские исследователи из Университета Хоккайдо и Университета Фукуока изучили органы чувств ископаемого таракана, заключенного в куске янтаря возрастом 100 млн лет.

Исследование пролило свет на поведение и среду обитания вымершего таракана Huablattula hui.

По мнению палеонтологов, представители этого вида обитали в более разнообразной среде и вели себя иначе, чем их современные собратья.

Насекомые чрезвычайно зависят от своих органов чувств, которые помогают им обнаруживать пищу, партнеров и врагов. То есть имеют решающее значение для выживания и эволюции видов.

Окаменелости позволяют проследить разнообразие и развитие органов чувств. Однако у насекомых они редко сохраняются в окаменелостях. Потому что эти органы очень маленькие и хрупкие. Об этом рассказал Рио Танигути с факультета естественной истории Университета Хоккайдо. По его словам, один из способов решить эту проблему – исследовать отлично сохранившийся ископаемый материал из янтаря.

Что узнали палеонтологи?

Команда изучила органы чувств самца Huablattula hui, заключенного в куске янтаря из Мьянмы возрастом 100 млн лет. Для анализа ученые использовали комбинацию современных методов исследования. В том числе фотографии, микроскопии, рентгеновской компьютерной томографии, 3D-моделирования.

Палеонтологи сравнили особенности вымершего таракана и представителей современных видов. Команда обнаружила, что по сравнению с ныне живущими тараканами, предпочитающими темноту, у H. hui были довольно большие, хорошо развитые глаза. Также у ископаемого таракана было меньше рецепторов на антенне, которая позволяет насекомому получать информацию. Такую как запахи, температура и физический контакт.

Фото: Hokkaido University

В результате комплексного исследования ученые установили, что вымерший таракан был активен в дневное время суток и в открытой среде. Это существенно отличает его от многих современных видов тараканов, которые предпочитают темноту. И обычно скрываются в пещерах или под лесными подстилками.

Команда также установила, что у вымершего вида на антеннах имелось большое количество сенсорных рецепторов, напоминающих те, что используются самцами богомолов для обнаружения половых феромонов. Количество и структура рецепторов свидетельствуют о том, что H. hui мог использовать их для общения между полами.

В целом наблюдения показали, что тараканы, жившие в меловой период, 145-66 млн лет назад, могли обитать в более обширном диапазоне окружающей среды по сравнению со своими современными сородичами.

Результаты исследования опубликовал журнал The Science of Nature.

Как ранее сообщал портал «Вокруг Света. Украина», в Сингапуре тараканы с чипами будут помогать спасателям.

По материалам Hokkaido University