• В Аргентине открыли новый вид динозавров с руками-крыльями.Вокруг Света. Украина
    Понедельник, 15 июня 2020

В Аргентине открыли новый вид динозавров с руками-крыльями

В Патагонии палеонтологи обнаружили окаменелости Overoraptor chimentoi — нового вида паравесов (клада тероподовых динозавров) отряда ящеротазовые.

Оверорапторы жили около 90 миллионов лет назад на территории современной Аргентины. Они были небольшими грациозными существами с длиной тела примерно 1,3 метра. Кроме того, они обладали очень длинными и изящными передними конечностями, напоминавшими крылья, хорошо приспособленными для бега ногами и серповидным когтем на одном из пальцев каждой конечности. «Эта особенность отсутствует у птиц, чьи ноги — более развитые в эволюционном плане — позволяют им держаться за ветви деревьев», — рассказал ведущий автор исследования Маттиас Мотта.

Окаменелые останки Overoraptor chimentoi нашли при раскопках в формации Уинкуль провинции Рио-Негро (северная окраина Патагонии). «Есть признаки, которые отличают Overoraptor chimentoi от аргентинских уненлагий, а также от таких двуногих хищников, как велоцирапторы, — объясняет Фернандо Новас, еще один соавтор работы. — Анализируя его лапы, мы обнаружили птичьи особенности, связанные с полетом. Это заставляет нас думать, что по филогенетическому древу Overoraptor chimentoi был ближе к птицам, чем большинство известных до сих пор ящеров. Однако наша гипотеза заключается в том, что его способность складывать крылья все же должна была иметь другую функцию, чем у летающих птиц, поскольку это животное бегало».

Фото: Motta et al

Исследователи предполагают, что передние конечности этого динозавра играли роль в обеспечении баланса во время гонки, благодаря возможности их последовательного перемещения, как это происходит у способных бегать птиц, например страусов. «Некоторые характеристики костей верхних конечностей Overoraptor chimentoi, в частности локтевой кости, делают их более похожими на крылья птиц — нанду или кондоров, — нежели других динозавров-хищников, включая уненлангий», — добавил Мотта.

По словам ученых, обнаруженный оверораптор тесно связан с рахонависами — видом вымерших птиц из монотипического рода Rahonavis, живших во времена верхнемеловй эпохи на территории современного Мадагаскара и напоминавших микрорапторов.

Фото: Motta et al

«Оба вида имели конечности, как у хищников, при этом похожие на крылья птиц, что подразумевает эволюционные процессы, с которыми не столкнулись уненлангии и велоцираторы, — отметил Новас. — Мы думаем, благодаря своим анатомическим характеристикам, рахонависы должны был иметь возможность автоматически складывать крыло, что характерно для птиц. Эти схожие черты указывают на то, что Overoraptor chimentoi и Rahonavis могут сформировать новую группу бегунов-паравесов, которые будут ближе к птицам, чем все известные динозавры».

Как сообщал «Вокруг Света. Украина», найден новый вид утконосых динозавров. Американские и испанские палеонтологи доказали, что в 1980-х годах был обнаружен новый, доныне не известный вид утконосых динозавров, бродивших по Земле 80 млн лет назад.