• Знаменитая «X-образная» галактика на самом деле имеет другую форму.Вокруг Света. Украина
    Фото: LOFAR
    Понедельник, 12 августа 2019

Знаменитая «X-образная» галактика на самом деле имеет другую форму

Новое более четкое изображение, полученное с радиотелескопа LOFAR, показывает, что галактика NGC 326 больше похожа на вытянутую каплю.

Недалеко от Млечного Пути расположена галактика, которая, как были уверены ученые, имеет форму «Х». По крайней мере, такие выводы исследователи сделали из изображений, полученных с радиотелескопов. Однако новые данные показывают, что галактика больше похожа на вытянутую каплю.

Изображение, опубликованное 11 июля в журнале «Monthly Notices of the Royal Astronomical Society», опровергает прежние представления о галактике NGC 326 и разрушает давнюю теорию о её формировании вследствие столкновения сверхмассивных черных дыр. Открытие сделали с помощью мощного радиотелескопа LOFAR, расположенного в Нидерландах.

По словам ученых, NGC 326 действительно казалась Х-образной. Всякий раз, когда исследователи изучали радиосигнатуры галактики — особые образцы радиоволн, которые она излучает — они, казалось, формировали четыре отчетливые доли, ножки буквы «Х».

Ученые думали, что подобная форма является свидетельством масштабного столкновения двух сверхмассивных черных дыр, однако новое изображение галактики представляет собой более сложную картину, которую не может объяснить одно лишь столкновение черных дыр.

Сверхмассивные черные дыры

В центрах больших галактик, включая наш Млечный Путь, обычно находятся сверхмассивные черные дыры. Эти черные дыры, какими бы большими они ни были, в большинстве своем слишком малы и отдаленны, чтобы их можно было наблюдать даже с помощью самых лучших телескопов. Однако астрономы могут распознать эти черные дыры по радиосигналам.

Многие из них выпускают в космическое пространство две струи материи, которая избежала попадания в «пустоту». Эти струи выпускаются в противоположных направлениях со скоростью, близкой к скорости света, и создают длинные полосы светящихся частиц в пространстве, которые могут обнаружить радиотелескопы.

Исследователи давно задавались вопросом: когда сливаются крупные галактики, сталкиваются ли их сверхмассивные черные дыры? Когда такие гиганты натыкаются на орбиты друг друга, они начинают вращаться, постепенно сближаясь, но этот процесс может длиться миллиарды лет, прежде чем черные дыры столкнутся — так долго, что мы вряд ли станем свидетелями этого столкновения в нашей Вселенной. Вопрос остается в астрофизике открытым.

Тем не менее, некоторые астрономы считали, что X-образные галактики являются доказательством того, что эти столкновения произошли.

Как появляются X-образные галактики?

Теория заключалась в том, что в какой-то момент сверхмассивная черная дыра, выпускающая в космическое пространство две струи материи, врезалась в другую сверхмассивную черную дыру, что привело к появлению новой, более крупной черной дыры.

Эта новая черная дыра будет испускать свои две струи в совершенно новом направлении, но струи из исходной черной дыры также будут оставаться светящимися в пространстве, формируя таким образом силуэт «Х».

Теория X-образных галактик имеет несколько довольно строгих условий: к примеру, между долями струй не должно быть никакого размывания. Пустые пространства должны быть темными. Новое изображение галактики NGC 326 показывает, что она не соответствует этому требованию. Пространства между лепестками галактики заполнены светящимися частицами, что делает её больше похожей на каплю, чем на букву алфавита.

Авторы исследования полностью не исключают возможность слияния двух черных дыр в галактике NGC 326, однако подчеркивают, что это событие больше не является обязательным условием её формирования. Более того, если в NGC 326 и произошло слияние черных дыр, то оно само по себе не может объяснить форму, которую теперь видят астрономы.

По материалам Live Science