• Андрей Иванов: «Яхтинг – это стиль жизни, а не олигархи в мокасинах на босую ногу».Вокруг Света. Украина
    Фото: Андрей Иванов
    Люди
    Понедельник, 27 февраля 2017

    Андрей Иванов: «Яхтинг – это стиль жизни, а не олигархи в мокасинах на босую ногу»

    Андрей Иванов стал капитаном в 18 лет, затем открыл собственную школу яхтинга и приложил немало усилий, чтобы популяризировать этот вид отдыха среди украинцев. Мы поговорили с Андреем о стереотипах, свободе и тенденциях в яхтинге.

    Когда речь заходит о яхтенных путешествиях, воображение тут же рисует побережье Монако и олигархов в мокасинах на босую ногу. Но что такое яхтинг на самом деле?

    Яхтинг – это стиль жизни, свобода, образ мышления. А не олигархи и мокасины на босую ногу. Хотя такой стереотип, особенно в сознании украинцев, процветает. Впрочем, ничего удивительного, ведь яхтинг наше общество напрямую ассоциируем с большими деньгами. Причина – молодость и незрелость этого направления в Украине.

    Да, покупка и содержание яхты – удовольствие, которое могут себе позволить люди состоятельные. Но чтобы заниматься яхтингом, совсем необязательно покупать лодку. Более того, будучи капитаном с многолетним стажем, я бы рекомендовал не приобретать, а арендовать их. Во-первых, вы не будете обременены поломками и починкой. Во-вторых, вам не нужно будет перегонять лодку, чтобы исследовать новый регион. В-третьих, вы не будете тратить деньги на содержание судна – 10% его стоимости в год.

    Аренда же приличной лодки в зависимости от сезона в неделю в среднем обойдется вам в 1500–3500 евро на 6–8 человек. Это столько же, сколько вы потратите на отель или большую приличную квартиру. Но дополнительный бонус в данном случае: вы не сидите на месте, а постоянно исследуете что-то новое.

    Поэтому, возвращаясь к изначальному вопросу, скажу: дороговизна яхтинга – это стереотип, который наша компания пытается сломать. Пока получается. Когда знакомим людей с этим миром, они первое время очень удивляются и говорят, что всегда считали яхтинг привилегией богатых и знаменитых. А оказывается, что он доступен многим.

    На ваш взгляд, почему людей так привлекает яхтинг?

    Те, кто хоть раз пробуют яхтинг, надолго на него «подсаживаются». Главная причина – ощущение свободы, а она, поверьте, всем очень дорога. Только море ее способно дать. Далее – вызов и приключения. Даже если ты находишься на лодке в качестве пассажира, разная погода, люди, которые тебя окружают, постоянно меняющаяся картинка – это очень напоминает приключенческие детские рассказы о морских вояжах. Ну и, конечно же, романтика: закаты, восходы, легкие бури ни с чем не сравнимы.

    Фото: Андрей Иванов

    Фото: Андрей Иванов

    Как ни крути, яхта – это статусная вещь. Вам не кажется, что иногда люди покупают судна, чтобы доказать свою принадлежность к касте избранных?

    Иногда так действительно происходит. Но то же самое можно сказать о домах, машинах, самолетах, предметах искусства. Хотя, надо признать, к яхтингу приходят не все «статусные» люди. Тут все равно нужны определенные качества.

    Например? Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать капитаном?

    Это должны быть люди свободолюбивые, рисковые, авантюрные. Когда-то мне встречалась статистика по рынку США, где говорилось, что среди биржевых брокеров и банкиров намного больше яхтсменов, нежели среди тех, кто занимается продажей порошков, еды и прочих бытовых штук. Мол, первые более рисковые и яхтинг им ближе.

    Что касается капитанов, то помимо перечисленных качеств, для них важна ответственность, твердость, сумасшедшая стрессоустойчивость, стремление постоянно развивать определенные навыки. Плюс задатки руководителя: капитану нужна харизма, ведь тихоне будет сложно управлять командой, за ним не пойдут люди. Капитан должен уметь вдохновлять. Всему этому (кроме харизмы) мы учим в нашей академии яхтинга.

    А с чего началось ваше увлечение этим спортом?

    Я бы не называл это спортом. В моем случае это образ жизни, профессия, хобби, любовь, но не спорт. Меня всегда привлекала свобода. Безусловно, будучи подростком, я спрашивал себя, кем хочу стать в будущем. Подумывал о юриспруденции. Но потом сильно заскучал. Далее пошел в Киевский лицей водного транспорта, имея при этом свободное посещение пар. Попутно работал актером театра с 15 до 18 лет. В итоге я решил стать капитаном. Ведь эта профессия связана не только с приключениями и свободой, но и с хорошим заработком. 

    Как получилось, что вы уже в 18 лет стали капитаном? Где вы учились ходить под парусом?

    Около двух лет я был молодым помощником капитана. И, надо признать, меня окружали не очень хорошие капитаны – часто неадекватные и некомпетентные люди с отсутствием нужного опыта, знаний и наличием деревянной советской закалки. Как только стало возможным, я получил диплом капитана в Киевской государственной инспекции малых судов. 

    Фото: Андрей Иванов

    Антигуа, Карибы

    Фото: Андрей Иванов

    Вы участвуете в международных соревнованиях? Почему?

    Я участвовал в регатах, но, честно говоря, не являюсь их большим поклонником. У нас во Fleet5 есть многократная чемпионка Анастасия Гафенко. И регаты – ее стихия. Она – настоящий профи, которого вся эта история увлекает. Мне нравится гулять на яхте, а не гоняться, ей – наоборот. Каждому свое.

    Насколько сложно научиться управлять судном?

    Так же, как и научиться управлять автомобилем, например. Тут просто есть свои особенности, вот и все. Но, если есть желание, то особых трудностей не возникнет. Это очень даже весело и интересно. Если мы говорим о больших суднах, то там задача действительно усложняется: придется дольше и усерднее учиться. Но очень ограниченное количество людей мечтает стать частью, скажем, военного флота, где нужно получать полноценное академическое образование.

    Почему вы решили открыть собственную школу яхтинга Fleet5?

    Поскольку в Украине очень сложно получить качественное яхтенное образование. А спрос на него, к счастью, растет. Во-первых, есть достаточное количество мошенников, которые выдают поддельные права международного образца. Во-вторых, некоторые школы, которые выдают подлинные права, предоставляют просто некачественное образование: скудная теория и практика на старых лодках. В-третьих, условия, в которых люди учатся, оставляют желать лучшего: классы с ободранными стенами, полуподвальные помещения, отсутствие учебных материалов и так далее.

    Мы на это много лет смотрели, а потом создали академию капитанов, которая ничем не хуже британских и американских аналогов. И теперь очень радуемся.

    Фото: Андрей Иванов

    Фото: Андрей Иванов

    Кто те люди, которые приходят к вам в школу?

    Люди приходят разные. Во-первых, те, для кого яхтинг стал увлечением. Скажем, они пару раз ходили на яхте и вот наконец решили стать за штурвал. На самом деле, это имеет и экономическую подоплеку: если вы крепко подсели на яхтинг, то поучиться и получить права обойдется намного дешевле, нежели каждый раз нанимать капитана на судно. Услуги последнего обходятся примерно в 1500 евро в неделю.

    Во-вторых, приходят те, кто хотят этим зарабатывать. Те же полторы тысячи в неделю – очень неплохая зарплата для большинства стран мира. Я уже не говорю об Украине. Бонус – постоянные путешествия.

    В-третьих, среди наших учеников есть и те, для кого яхтинг – голубая мечта детства. Они еще не ходили на лодке в море, но всегда этого хотели и сразу же в статусе капитана.

    Как вы подбираете преподавателей для Fleet5?

    Подбор преподавателей у нас очень жесткий. Это не только проверенные люди с большим опытом, но и те, кто умеет преподавать. Последний талант, увы, есть не у всех профессионалов. Своих сотрудников мы тестируем буквально перед каждым уроком, проводим дополнительные мастер-классы по методике преподавания, обучаем работе с некоторыми девайсами, поскольку оборудуем классы всякими интересными и новыми изобретениями техники, с которыми далеко не все знакомы.

    А какой метод эффективнее – кнут или пряник?

    К каждому ученику нужен индивидуальный подход. И задача преподавателя – найти его. Одному необходим пряник, второму – кнут, третьему – комбинация этих элементов. В нашей школе мы намеренно создаем небольшие классы по 5 человек, чтобы у преподавателя была возможность найти подход к ученику, а последний в свою очередь получил нужную порцию внимания. И это не хвастовство, а система, которая работает. Мы более остальных заинтересованы в том, чтобы выпустить хорошо подготовленных капитанов, ведь это – наша репутация, в которую мы вкладываем много сил и денег.

     

    Где вы проводите практические занятия для своих учеников?

    Практические занятия можно проводить где угодно – хоть на Карибах. Все зависит от пожеланий учеников. Но самые распространенные регионы и приемлемые с точки зрения цена–качество – это Греция и Турция.

    Кому точно не стоит заниматься яхтингом?

    Смотря, о чем мы говорим. Если о том, чтобы просто ходить на лодке в качестве пассажира, то подойдет 99% людей. Даже те немногочисленные люди, которых тошнит на лодке (и не помогают даже таблетки), однажды полюбив корабли, остаются им преданными навсегда. Яркий пример – адмирал Нельсон, которого тошнило всю его профессиональную морскую карьеру.

    Если речь о том, чтобы самому стать за штурвал судна, то тут безответственным, слабонервным и слабохарактерным не место. Плюс люди со слабым здоровьем не всегда могут справиться с морскими трудностями.

    Давайте поговорим о тех, кто ходит на лодке в качестве пассажиров. Что сейчас нравится людям, которые хоть раз путешествовали на яхте?

    Есть несколько основных трендов, которые можно отметить. Первый – если раз попробовал, хочешь еще. При этом с каждым новым разом появляется желание глубже изучить регион, а также исследовать новое направление.

    Фото: Андрей Иванов

    Фото: Андрей Иванов

    Второй – тематические путешествия. Фитнес на яхтах, кулинарные изыски на лодках и прочие тематические флотилии – мировая тенденция, которая только развивается в Украине. К чему мы со своей стороны прикладываем немалые усилия, как участник рынка. Третий тренд – рост популярности яхтенных путешествий среди украинцев. По нашим оценкам, ежегодный рост интереса к яхтингу составляет не менее 20-30%. На данный момент в стране около 20 тыс. людей, которые увлечены им. Цифра кажется небольшой, но если представить, что лет десять назад поклонников яхтинга можно было пересчитать чуть ли ни поименно, то прогресс колоссальный.

    Четвертая тенденция – предпочтение качественного продукта некачественному. Все это проявляется в правильных вопросах, которые задают яхт-путешественники. Например, какого года лодка, кто капитан, каков его опыт и так далее. Мы очень рады этому тренду, ведь благодаря ему с рынка постепенно уйдут компании, которые предлагают некачественный продукт.  И их выгонят сами яхтсмены.

     

    Читайте также блоги Андрея:

    Яхтенный этикет, или Как прослыть воспитанным капитаном

    Почему морское путешествие интереснее сухопутного туризма

    Загрузить еще