• Как динозавры-альваресзавры уменьшились в размере от страуса до курицы .Вокруг Света. Украина
    Фото: Zhixin Han
    Четверг, 8 июля 2021

Как динозавры-альваресзавры уменьшились в размере от страуса до курицы

Новое исследование показало, что изменение размеров альваресзавров 95 миллионов лет назад произошло в результате перехода  в другую экологическую нишу: они изменили диету, перейдя на термитов и муравьев.

Альваресзавры жили от поздней юры до позднего мела, примерно от 160 до 70 миллионов лет назад, и обнаружены по всему миру. Большую часть времени они были стройными двуногими хищниками, питаясь ящерицами, первыми млекопитающими и детенышами динозавров.

Загадка состояла в том, что более старые экземпляры имели вес от 10 до 70 кг, что соответствует диапазону размеров от большой индейки до маленького страуса. Затем альваресзавры резко измельчали до размера курицы и продолжили эволюционировать в новом масштабе в течение миллионов лет.

По мнению группы палеонтологов, исследовавших несколько десятков особей, живших в разное время, причиной изменения размеров стала смена режима питания. Бывшие хищники превратились в насекомоядных, став питаться в основном муравьями. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Меловой период был временем стремительного развития экосистем, и самым большим изменением было широкое распространение цветущих растений, которые полностью изменили характер ландшафта. Динозавры, в основном, не питались этими новыми растениями. Но они привели к появлению новых видов насекомых, включая муравьев и термитов.

Эта реструктуризация экосистем была названа меловой земной революцией и вызвала появление современных лесов и лесных массивов. Это привело к появлению еще большего числа новых видов растений и животных, включая насекомых, которые специализировались на опылении новых цветов и питались их листьями, лепестками и нектаром.

Большинство динозавров при этом увеличивалось в размерах. Но альваресзавры нашли другую, совершенно новую нишу: 95 миллионов лет назад масса их тел быстро уменьшилась до 5 кг, а форма когтей передних лап специализировалась от хватания и резания на удар, способный пробить стену термитника.

На картинке вверху приведена реконструкция четырех альваресзавров на разных стадиях эволюции. Haplocheirus sollers (слева), Patagonykus puertai (вверху в середине), самый поздний Linhenykus monodactylus, питающийся термитами и муравьями (внизу в середине) и Bannykus wulatensis (внизу справа) иллюстрируют изменение размеров тела и диеты этих динозавров за миллионы лет.

Команда канадских и американских палеонтологов обнаружила на севере Аляски более сотни ископаемых останков детенышей динозавров. Окаменелостям 70 млн лет. По мнению исследователей, динозавры-полярники жили и гнездились на Аляске круглый год.

По материалам The Daily Mail