• Моду на  вычурные хвосты для поиска партнеров ввели еще летающие динозавры.Вокруг Света. Украина
    Фото: Current Biology
    Воскресенье, 19 сентября 2021

Моду на вычурные хвосты для поиска партнеров ввели еще летающие динозавры

Очевидно, что эволюционные преимущества, получаемые таким образом при размножении, перевешивали ухудшение аэродинамики.

Многие современные птицы жертвуют удобством полета и передвижения по земле ради возможности привлечь к себе внимание противоположного пола – и хвост самца павлина, пожалуй, самый известный пример такого рода. Но обнаружить такие случаи в ископаемой летописи намного сложнее. Мало того, что цвет оперения не передается окаменелостями и остается загадкой, но и отпечатки перьев, даже очень крупных, сохраняются редко.

Фото: Gao Wei

Это придает особую ценность находке останков пернатого динозавра возрастом 120 миллионов лет, размером примерно с сойку, с чрезвычайно длинными и экстравагантными перьями в хвосте.

Останки, сохранившиеся с удивительной детализацией, были найдены на северо-востоке Китая. Древнее существо получило название Юаньчуавис (Yuanchuavis kompsosoura ) в честь китайской мифологической птицы.

Фото: Current Biology

Два больших пера в хвосте юаньчуависа имели длину примерно 30 сантиметров, что в 1,3 раза больше длины его тела. Вместе с веером из более коротких перьев они создавали хвост, который, по словам авторов статьи, опубликованной в журнале Current Biology, очень похож на хвосты современных  кетцалей и гималайских сипарай, не очень эффективные с аэродинамической точки зрения,  но используемые для привлечения партнеров.

Фото: Jason Weckstein

Открытие предполагает, что даже самые ранние птицы использовали свои перья для чего-то подобного.

Но сексуальность может иметь свое бремя. Большой, и, по всей видимости, яркий хвост юаньчуависа должен был значительно усложнять его полет и уклонение от хищников. Очевидно, даваемые им эволюционные преимущества, стоили таких рисков.

Фото: Haozhen Zhang

Реконструкция юаньчуависа

«Самка птицы посмотрит на самца с обременительными перьями на хвосте и подумает: «Черт возьми, если он способен выжить даже с таким нелепым хвостом, у него должны быть действительно хорошие гены» — так объясняет это палеонтолог Джингмай О’Коннор из Чикагского полевого музея.

К тому же в густых лесах, где, как считается, обитали юаньчуависы, есть много возможностей спрятаться, а полет происходит зачастую на небольшие расстояния, фактически с ветки на ветку. В таких условиях громоздкий хвост может быть не так уж и плох, если он способствует установлению контактов с противоположным полом. Именно в таких условиях обитают и современные птицы с вычурными хвостами.

Около 120 миллионов лет назад в лесах на территории современной Японии обитала птица размером с голубя. Из-за особенностей ее строения ученым придется переписать историю эволюции.

По материалам  Science Alert, Iflscience и The Daily Mail